Комиссия по ТЭК обсудит возможности увеличения объемов экспорта угля

Одной из главных тем заседания президентской комиссии по ТЭК, которое может пройти в августе в Кемерово, будет угольная отрасль, пишет Коммерсант. По данным источников, пока в проекте четыре вопроса, один из которых – пункт «о логистическом обеспечении повышения рыночной доли российского угля на экспортных рынках».

Ряд предложений уже обсуждался или реализован. Среди них — развитие Восточного полигона (БАМ и Транссиб) с целью увеличения экспорта угля до 180 млн. т., долгосрочное тарифообразование на десять лет для РЖД, внедрение тяжеловесного движения на сети РЖД и т. д.

Среди новых пунктов – возможность ГЧП между РЖД и частными угольными компаниями при возможном субсидировании ставки по кредитам в размере 2/3 ключевой ставки ЦБ для расшивки узких мест железнодорожной инфраструктуры Кузбасса. Предлагается также внедрение специнвестконтрактов в угольной отрасли. В проекте учтено продление господдержки производителей горного оборудования и введение ее для энергооборудования, в том числе в углепроме. Предлагается также «рассмотреть целесообразность» соглашения с Казахстаном о приоритетной перевозке угля оттуда через порты РФ, против чего выступали отечественные угольщики.

К заседанию комиссии также готовится подписание соглашения о сотрудничестве между РЖД, Кемеровской областью и промышленниками Кузбасса на 2018–2025 гг. Согласно проекту, стороны будут сотрудничать в сфере увеличения вывоза из региона угольных и прочих грузов и ускорения их доставки. Это предполагает рост инвестиций в инфраструктуру и парк вагонов. РЖД обещает построить или реконструировать пути из Кузбасса к дальневосточным и иным портам для «беспрепятственного пропуска» растущих в 2018–2025 гг. объемов экспорта из региона. Грузоотправители обеспечат отгрузку согласованных объемов и развитие железных дорог необщего пользования.

Предполагается, что объемы погрузки угля вырастут с 268,7 млн. т. в 2018 году до 394,6 млн. т. в 2025 году, промышленных грузов в целом — с 300,7 млн. т. до 430,9 млн. т. соответственно. Что касается экспорта, то 126,5 млн. т. угля (рост в 1,6 раза относительно 2018 г.) из Кузбасса должно в 2025 году идти в восточном направлении, 148,9 млн. т. (рост в 1,5 раза) — в западном. Всего из Кузбасса на восток должно уйти 132,4 млн. т. экспортных грузов, что значительно превышают расчеты в проекте модернизации БАМа и Транссиба. По нему из региона к 2025 году будет вывозиться лишь 77,5 млн. т. угля. По проекту долгосрочной программы развития РЖД до 2025 года, инвестиции в Восточный полигон увеличат его провозную способность на 146,5 млн. т. в год к уровню 2017 года, а расширение БАМа и Транссиба позволит вывозить через Дальний Восток 189,2 млн. т. грузов.

По словам представителей угольной отрасли, планы по добыче, указанные в соглашении, сильно завышены, и Минэнерго с РЖД следует их проверить. Источники отмечают, что Транссиб уже полностью забит, там мало что можно сделать, но «на БАМе можно добавить до 50 млн. т. за счет относительно небольших вложений».

Новости по теме


Свежие новости