Европейские железные дороги надеются на растущий спрос

Доля железнодорожных грузоперевозок на европейском рынке снижалась на протяжении многих лет и достигла на сегодняшний день примерно 11%. Как сообщает ТАСС со ссылкой на Journal of Cоmmerce, ожидается, что доля железнодорожников продолжит снижаться, так как автотранспорт имеет неоспоримые конкурентные преимущества: он надежнее, зачастую дешевле и лучше подходит для перевозки небольших партий груза.

Железнодорожные перевозчики не уверены, что смогут выиграть конкуренцию с автотранспортом, но не исключают, что автоперевозчики не смогут удовлетворить стремительно растущий спрос. Об этом заявил генеральный директор Rail Cargo Group и председатель правления Международного союза железных дорог UIC Клеменс Ферст. Он сообщил, что, по прогнозам экспертов отрасли, к 2030 году объемы грузоперевозок внутри Европейского Союза вырастут на 30%.

В SNCF также считают, что в долгосрочной перспективе рынок будет способствовать развитию грузовых железнодорожных перевозок. Но отмечается, что этот процесс тормозится низкой долей рынка железных дорог, неэффективным регулированием трансграничных перевозок, и, что самое главное, отсутствием инноваций. В компании подчеркнули, что автоперевозчики активно внедряют новые технологии. В том числе огромную угрозу для конкурентоспособности железных дорог представляет собой технология беспилотных автоперевозок с объединением грузовиков в колонны. По некоторым оценкам, в следующие десять лет эта технология может сократить себестоимость автомобильных перевозок на 30%.

Перспективы роста для железных дорог также усугубляет изменение структуры спроса на перевозки. Стремительный рост электронной коммерции обусловил расширение спроса на перевозки небольших партий груза “от двери до двери”. В этом железной дороге сложно конкурировать с автомобилями.

В консалтинговой компании Tokema International сообщили, что в 2013 году на долю железнодорожного транспорта в США приходилось 45% внутренних грузоперевозок, тогда как в Европе этот показатель составлял всего 17,8%, сократившись с 19,7% в 2000 году.

Значительное финансирование, предоставленное ЕС на развитие железнодорожной инфраструктуры – 28 млрд. евро в период с 2007 по 2013 год, – не смогло существенно повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта. Отчасти в этом виноват консервативный подход правительств европейских стран. Страны Западной Европы отдали предпочтение развитию пассажирских перевозок и использовали средства европейских фондов на развитие высокоскоростного движения. В свою очередь страны Восточной в основном направляли европейские инвестиции на развитие автодорожных сетей.

Доля автомобильных грузоперевозчиков на европейском рынке продолжает расти, а железнодорожных – падать. В Tokema International отмечают, что первая проблема – скорость. Средняя скорость грузовых поездов в Европе составляет на сегодня 18-30 км/час, грузовика – 60 км/час. В компании полагают, что эту тенденцию не переломить, пока ЕС не удастся унифицировать правила и законы, регулирующие трансграничные перевозки, и обеспечить беспрепятственное движение поездов на всей европейской сети.

Железнодорожный транспорт неконкурентоспособен и с точки зрения себестоимости. Решению проблемы может способствовать увеличение длины составов. Так, средняя длина состава в Испании составляет 450 м, во Франции – 740 м, а в США – от 1500 до 2000 м.

Новости по теме


Свежие новости