РЖД изменила порядок начисления штрафов за искажение сведений в транспортной накладной

На фоне проблем, связанных с дефицитом бюджета, РЖД начало искать пути для сокращения расходов и пополнения бюджета за счет введенных дополнительных сборов. Одной из таких мер стало новое трактование ст. 98 Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” (от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ), предусматривающей ответственность грузоотправителя за искажение сведений, указываемых при заполнении железнодорожной накладной. Недостоверная информация о грузе приводит к снижению стоимости его перевозки, возникновению обстоятельств, влияющих на безопасность движения, а также предусматривает ответственность за отправление запрещенных железнодорожным транспортом грузов. Указанной статьей перечисленные нарушения наказываются выплатой РЖД штрафа в размере пятикратной платы за перевозку подобных грузов на все расстояние их маршрута независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Долгое время штраф для грузоотправителей рассчитывался исходя из установленного железнодорожного тарифа, который определяли товарные кассиры РЖД при приеме груза к отправке, всегда умножался на коэффициент 5 и не подразумевал иных толкований. Но в середине 2017 года РЖД своим внутренним распоряжением установило новое толкование статьи 98 Федерального закона, которое обязывает осуществлять расчет данного штрафа по другой методике и опираясь на тот железнодорожный тариф, который уплачивается в случае «надлежащей» перевозки груза.

Наиболее спорным моментом стало взыскание огромных штрафов, иногда превышающих 1 млн. руб. Подобные суммы могут быть предъявлены к выплате в случае выявления фактов перевозки грузов, относимых РЖД к категории скоропортящихся в универсальном подвижном составе.

По словам участников рынка, существующие нормативы и правила, предельные сроки перевозки и допустимая для перевозки по железной дороге номенклатура грузов, по которым они принимаются к отправке, давно устарела и не соответствует развитию транспортной инфраструктуры и материалам, применяемым для производства тары и упаковки. Отмечается, что действующая на протяжении долгих лет номенклатура не включает в себя обширный список современных грузов.

По мнению представителей отрасли, учитывая возникающие риски в связи с новым трактованием действующего законодательства, целесообразней избрать для транспортировки груза другой вид транспорта.

Новости по теме


Свежие новости