ФАС и РЖД простимулируют выход операторов на биржу вагонов

ФАС и РЖД обсуждают возможность предоставления преференций железнодорожным операторам, работающим на электронной торговой площадке «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). Как пишет Коммерсант, идея биржи вагонов в том, чтобы грузоотправитель мог заказать себе ближайший порожний вагон по модели работы агрегаторов такси. РЖД запустило ЭТП ГП в конце марта. В монополии сообщили, что с этого момента отправлено более 20 тыс. вагонов, перевезено более 1 млн. т. грузов для более чем 300 грузоотправителей.

ФАС полагает, что для полноценной реализации ЭТП на ней по модели биржи нефтепродуктов должно присутствовать от 10% всего парка. При этом единственным участником является ФГК, обеспечившая за три месяца работы площадки 15 тыс. вагонов. Глава ФГК Алексей Тайчер пояснил, что «компания планирует активно развивать свое присутствие на ЭТП как по предоставлению полувагонов, так и по другим родам подвижного состава (крытые вагоны, цистерны)». О готовности выдать на ЭТП ГП часть крытых вагонов и платформ ранее заявляла ПГК.

По словам участников рынка, операторы неохотно идут на биржу из-за высокой прибыльности парка – «нет стимула выводить за пределы своего ведения остродефицитные вагоны». Кроме того, операторы считают условия работы на ЭТП невыгодными. Так, например, за недошедший вагон оператор автоматически платит грузоотправителю 1,19 тыс. руб. штрафа в сутки.

РЖД было поручено до 14 июля проработать возможные преференции участникам ЭТП ГП. В ЦФТО прошло совещание, на котором было решено разделить потенциальные преференции на две группы: технологические решения, которые зависят от РЖД, и стимулы, которые потребуют решений госорганов, например тарифные скидки, отказ от взимания платы за простой, скидки на порожний пробег. За неделю операторы должны сформировать свои предложения и представить их в ЦФТО.

В ПГК полагают, что стимулы к работе на ЭТП необязательно должны быть связаны с тарифными решениями. В компании считают, что привлекательность ЭТП может существенно повыситься, если бы на выставленные вагоны не распространялись ограничения, связанные с лог-контролями, конвенциональными запретами, или не снималась бы плата за отстой. В ФАС заявили, что у РЖД «есть все инструменты для создания привлекательных условий работы на площадке».

Новости по теме


Свежие новости