Японцы анализируют наш Север-Юг
Железная дорога | Логистика | Море | Новости | Март 16, 2017, 9:29
В начале марта Иран и Азербайджан открыли движение по короткому участку железной дороги, и аналитики Nikkei указывают на некоторые последствия этого события, среди которых возможное дальнейшее снижение трафика через Суэцкий канал. Об этом сообщает ТАСС.
10-километровый участок железной дороги, соединяющий Астару в Иране с азербайджанской Астарой, является частью проекта “Транспортный коридор Север-Юг”, призванного связать железнодорожные сети России, Ирана и Индии. Завершение проекта, инициированного 17 лет назад, запланировано на текущий год.
Отмечается, что после длительной паузы проект форсируется целым рядом факторов, такими как изменения системы санкций, которые с одной стороны, упростили реализацию проекта для Ирана, с другой – сделали его более ценным для России. Отмена международных санкций в январе 2016 года позволила Ирану получить иностранные инвестиции и доступ к современным технологиям для расширения своей железнодорожной сети. При этом решение России заблокировать импорт продовольствия из Европейского союза акцентировало необходимость развития торговли с Индией.
Кроме того, мощный импульс коридору Север-Юг придало появление других региональных транспортных проектов. В рамках инициативы ЭПШП Китай развивает ряд новых наземных и морских маршрутов, некоторые из которых будут эффективно дополнять и расширять коридор. Азербайджан и Иран, будучи частью обеих стратегических инициатив, рассчитывают через их сопряжение стать крупными транзитными узлами, обслуживающими торговлю между Азией и Европой.
В этом контексте проект транспортного коридора Север-Юг был признан приоритетным на уровне глав государств России и Индии.
Тестовые отправки выявили скромный потенциал маршрута. Первый порожний тестовый пробег в 2014 году подтвердил, что новый маршрут позволяет сократить сроки доставки примерно в два раза по сравнению с существующими маршрутами, – до 20 дней для доставки из Мумбаи в Санкт-Петербург. В октябре 2016 года экспериментальная доставка заняла 23 дня при отсутствии участка железной дороги между Азербайджаном и Ираном. По мнению ряда экспертов, коридор Север-Юг имеет явные преимущества по сравнению с некоторыми другими наземными маршрутами перевозок между Азией и Европой.
Среди преимуществ отмечаются те, которые коридор предложит грузовладельцам, доставляющим свои грузы морем. Говоря о номенклатурах, которые могут быть заинтересованы в новом пути, Nikkei выделяют агропромышленные товары из Индии и сырьевые грузы из Ирана и России. Что касается географических рынков, то к маршруту будут тяготеть регионы, расположенные вдоль него. Все же для подавляющего большинства номенклатур и регионов сохранит свою привлекательность более дешевый вариант морской доставки.
Строительство коридора может быть завершено уже в этом году. При этом предстоит большая работа в сфере совершенствования процессов регулирования перевозок. Сейчас экспортеры, которые захотят воспользоваться этим маршрутом, столкнутся с тем, что каждая из стран вдоль него имеет собственный набор правил, требований, документов. Необходимость введения единого транспортного документа на маршруте признана и очевидна. Недавнее присоединение Индии к Международной таможенной конвенции ООН является важным шагом на пути решения некоторых из этих проблем.
В перспективе запуск коридора Север-Юг может помочь возродить некоторые важные региональные железнодорожные проекты. Например, коридор усилит коммерческую целесообразность строительства в Иране железной дороги до порта Чабахар, что в свою очередь позволит порту эффективно конкурировать с пакистанским портом Гвадар.
Переориентация некоторых грузопотоков с существующих маршрутов нарушит существующий статус-кво. По мнению Nikkei, среди “пострадавших” – порты, и в первую очередь, Суэцкий канал. Маршрут через Суэц, уже потерявший значительную часть трафика в результате переориентации судов, возвращающихся в Азию из Северной Америки и Европы, на маршрут вокруг южного окончания Африки, и новые маршруты по суше и через Арктику угрожают ему дальнейшими потерями.
Новости по теме
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
ГК «Новик» в ноябре возобновит регулярный контейнерный сервис по железной дороге из Братиславы в Москву
Еженедельный состав из Словакии будет отправляться на терминал в Черняховске в Калининградской области
-
До конца года РЖД запустит контейнерную площадку в Грозном
На железнодорожную станцию Грозный уже доставлен ричстакер
Свежие новости
-
Контейнерооборот Дальневосточного бассейна в октябре вырос на 15%
Всего по итогам 10 месяцев портами Дальневосточного бассейна перевалено 2,21 млн TEU
-
Угольный морской терминал «Порт Эльга» принял первое судно
По окончании строительства терминал сможет принимать одновременно четыре судна
-
Контейнерооборот портов России в октябре 2024 года вырос на 13%
Всего по итогам 10 месяцев портами России перевалено 4,6 млн TEU
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
-
Грузооборот портов России в октябре 2024 года сократился на 1%
Суммарный грузооборот портов России по итогам 10 месяцев текущего года сократился на 3,2% и составил 743 млн тонн