В правительстве началось обсуждение реформы пассажирских ж/д перевозок

В правительстве начали обсуждать реформу пассажирских железнодорожных перевозок, пишет Коммерсант. В конце декабря в Минэкономики прошло совещание по целевой модели развития в сфере пассажирских железнодорожных перевозок. Вопрос проработан с Минтрансом, РЖД, Советом потребителей услуг монополии, в правительство направлен доклад с “основными актуальными вопросами, на которых будет сфокусирована целевая модель”.

Согласно концепции ЦМР, подготовленной Советом потребителей, на 2017-2019 гг. намечены модернизация пассажирского комплекса и оптимизация маршрутов, на 2020-2030 гг. — привлечение инвестиций. Концепция исходит из развития перевозок на дистанциях до 1 тыс. км и в региональном сообщении. На расстоянии более 3 тыс. км предлагается сохранить только перевозки из труднодоступных районов и имиджевые маршруты, такие как Москва-Пекин или Москва-Владивосток, доля железных дорог сокращается по мере развития бюджетных авиаперевозок. Предполагается, что к 2025 году объем перевозок до 2 тыс. км должен существенно упасть за счет переключения на авиатранспорт, а в сегменте перевозок между крупными городами до 1 тыс. км — увеличиться. Доля плацкарта и общих вагонов в объеме перевозок должна упасть до 10%. В 2015 году в регулируемом сегменте ФПК перевезла 67% пассажиров.

В дальнем сообщении сохраняется доминирование ФПК, которая будет выступать “гарантирующим перевозчиком”, но ее доля сократится до 70% к 2030 году. Допускается частичная приватизация ФПК. С региональных пассажирских компаний, в которые ребрендируются пригородные пассажирские компании, предложено снять ограничение на работу на дистанции свыше 200 км и допустить к межрегиональным перевозкам, где их доля составит до 15%. Доля независимых перевозчиков к 2030 году в целом вырастет до 15% за счет развития конкуренции на маршруте на наиболее пассажиронапряженных направлениях, предлагается смягчить правила доступа перевозчиков к конкурсу за маршрут. Гарантирующим перевозчиком на безальтернативных маршрутах станет ФПК. Высокоскоростное сообщение предлагается выделить в отдельную компанию РЖД, приватизировав до 49%.

Поддержку льготных маршрутов предложено вести на основе регуляторных транспортных контрактов. Льготные межрегиональные маршруты сможет заказывать Минтранс и регионы. Госзаказ сократится за счет отказа от поддержки перевозки платежеспособного населения в плацкарте и общих вагонах.

Кроме того, предлагается постепенная демонополизация владения всеми видами подвижного состава, в том числе тягового. Не менее 50% подвижного состава не будет принадлежать РЖД. До 2019 года ФАС утверждает методику установления ставок аренды подвижного состава у РЖД, после чего формируется механизм передачи части локомотивов другим игрокам в долгосрочную аренду с правом выкупа.

В РЖД отметили, что правительство утвердило концепцию развития пригородных перевозок до 2030 года и план ее реализации и рассматривает проект концепции долгосрочного регулирования межрегиональных перевозок. В них, как и в проекте ФЗ об организации регулярного пассажирского сообщения, “определены контуры целевой модели, основные участники и механизмы их взаимодействия”.

Новости по теме


Свежие новости