Стыд? Совесть? Честь? Руководство РЖД: Нет, не слышали

Временная практика передачи в аренду РЖД полувагонов Второй грузовой компании, похоже, становится постоянной. В правительстве готовы сохранить действующую систему и в следующем году. Окончательное решение по этому поводу еще не принято, но исход дела уже ни у кого не вызывает сомнения. Правда, РЖД все же придется вернуть «дочке» часть парка, а под управлением монополии останется только 80 тыс. полувагонов, пишет РБК daily.

Ситуацию должны утвердить к 1 ноября. Как это действовало в текущем году можно посмотреть здесь. 

Предполагалось, что РЖД арендуют не менее 200 тыс. полувагонов ВГК и ПГК, однако в итоге ПГК была продана Владимиру Лисину, и РЖД пришлось ограничиться лишь 106 тыс. полувагонами ВГК (20% общероссийского парка полувагонов). Кроме того, РЖД получили право привлекать полувагоны частных операторов на основании аукциона или публичной оферты, однако до сих пор ни одна компания не согласилась на сделку с монополией, объясняя это слишком низкой арендной ставкой — 1003 руб. за вагон в сутки. (Для сравнения, рыночная стоимость вагона в сутки составляла в начале года 1300—1400 руб.)

Планировалось, что РЖД будут работать по такой системе до конца 2012 года, а потом вернут все привлеченные вагоны. Однако уже летом стало понятно: монополия не хочет отказываться от новой модели работы. Основным критиком РЖД в этом вопросе стало объединение крупнейших операторов — НП «Совет уча­стников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» (СОЖТ) во главе с Сергеем Мальцевым.

Передача вагонов в управление РЖД была лишь временной мерой, задуманной в условиях дефицита подвижного состава и необходимой для перевозки социально значимых грузов, напомнили в СОЖТ. Сейчас проблема с нехваткой вагонов исчерпана, более того, свыше 80% отправок в привлеченном парке приходится на экспортные перевозки, в том числе через порты, то есть не по прямому назначению, рассказывают в партнерстве. При этом по итогам августа средняя скорость этих вагонов за счет систематических ограничений по движению остальных владельцев ПС, превышает скорость вагонов частных операторов на 87%, указывают операторы.

Еще раз напомним схему, по которой все происходит, теперь с уточнениями:

1. У ВГК льгота по налогу на прибыль, равная дополнительной рентабельности в 10-15%
2. Свои вагоны ВГК сдает РЖД в аренду ниже рынка на 15-20%, полностью очищаясь от этой дополнительной рентабельности.
3. РЖД через систему “однодневок” и “прокладок”, находящихся в управлении Вадима Морозова, сдает на рынок эти вагоны по рыночным ценам. Основные арендаторы – экспортные операторы (никаких малых грузовладельцев и поставок по России малых партий)
4. К рыночной цене добавляется премия, поскольку тот же Морозов обеспечивает устными распоряжениями скорость в два раза превышающую скорость по сети (это, правда, очень смешные 18-19 км в час).
5. Разница со счетов однодневок поступает бенифициарам схемы – Якунину, Морозову, Мишарину.

Новости по теме


Свежие новости