Транссибирская пробка

В Козьмино сложилась критическая ситуация: танкеры подходят, но запасов нефти в порту практически нет. Причина – пробки из цистерн на Транссибе, сообщают “Ведомости”. Нефть поступает в порт из трубопроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО), но часть пути проходит по железной дороге, поскольку вторая очередь трубопровода еще не действует. При этом «от движения отставлено 15 поездов, груженных нефтью», пишет президент «Транснефти» Николай Токарев президенту РЖД Владимиру Якунину (письмо от 1 августа). Как следует из письма, работа станции Грузовая, откуда нефть по последнему участку трубопровода идет в порт Козьмино, парализована из-за «логического запрета», введенного железной дорогой. «Неделю назад РЖД ввела ограничения на оформление вагонов, в результате выгрузка на станции упала почти втрое», — подтверждает представитель «Транснефти».

Однако железнодорожники обвиняют в транспортном коллапсе нефтяников: за последнюю неделю в ожидании оформления перевозочных документов на станции скопилось 800 пустых вагонов «Транснефти». Из-за того что Грузовая блокирована порожняком, пробки образовались на всем полигоне Дальневосточной и Забайкальской дорог, где простаивает около 5150 пустых цистерн, причем 1900 вагонов брошено на путях. Порожняк мешает движению поездов по всему Транссибу, ведь возможности инфраструктуры ограниченны, отмечается в сообщении РЖД. Пока серьезных задержек в расписании пассажирских поездов не было, но движение грузовых составов заметно замедлилось, говорит представитель РЖД.

Скопление порожняка — следствие антикризисных мер, принятых на железной дороге из-за нескольких крупных аварий, единодушны сотрудники «Транснефти» и РЖД. В марте Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) ввела технические ограничения для цистерн, в которых перевозятся нефтепродукты. В итоге около 10% цистерн оказалось непригодными. Чтобы сохранить объемы экспорта нефти по ВСТО, «Транснефть» начала заранее замещать выбывающие цистерны подходящими вагонами и одновременно проводить переаттестацию имевшихся прежде вагонов, чтобы их допустили к перевозкам. В результате общий парк «Транснефти» на этом полигоне увеличился до 8400 вагонов (при нормативе 7400), следует из письма Токарева Якунину от 26 июля.

Теперь железнодорожники требуют у «Транснефти» вывести с маршрута лишние вагоны, нефтяники, как следует из писем Токарева, не против, но не могут этого сделать из-за запрета РЖД на оформление вагонов в Грузовой. «Транснефть-логистика» в установленный срок выгружает цистерны, формирует составы и выставляет их на пути, но РЖД их не убирает, не предоставляя никакого мотивированного отказа в приеме вагонов к перевозке и уклоняясь от заключения публичного договора перевозки, пишет в РЖД заместитель гендиректора «Транснефть-логистики» Сергей Андрианов. На август обе монополии согласовали перевозку по маршруту ВСТО 1,3 млн т нефти (20 611 вагонов). Если РЖД не отменит свой незаконный «логический запрет» и не примет никаких мер для стабилизации ситуации, «Траснефть» будет вынуждена обратиться с жалобой в ФАС и транспортную прокуратуру, а также предъявить РЖД убытки от простоя (их сумма не раскрывается), говорится в письме.

Если будет какое-то решение регуляторов, компания его выполнит, говорит на это представитель РЖД, а пока компания предлагает разрешить ситуацию в рабочем порядке. Соответствующие письма уже направлены руководству «Транснефти», «Транснефть-логистики» и «Востокнефтетранса». Однако меры по-прежнему не приняты, добавляет представитель РЖД.

Новости по теме


Свежие новости