История с ОАО Русрейллизинг

Материал корреспондента отдела бизнеса газеты “Коммерсантъ” Александра Панченко, наглядно показывающий схему работы ОАО РЖД.

В начале недели РЖД сообщила, что проведет открытый конкурс на право лизинга около 3 тыс. единиц путевой техники “Ремпутьмаша” на 89 млрд руб. в 2012-2016 годах. Это первый за много лет крупный лизинговый контракт госмонополии. Традиционно финансисты РЖД говорили, что лизинговые схемы приводят к увеличению ее долговой нагрузки, и старались не упоминать возможность их применения. Почему вдруг технику на 89 млрд руб. решили покупать в лизинг, в ОАО РЖД не объяснили. Но дальнейшее развитие событий отчасти дает ответ.

13 февраля совет директоров малоизвестного ОАО “Русрейллизинг” принимает решение о том, что компанию возглавит Елена Сухорукова — бывший руководитель подконтрольного ОАО РЖД пенсионного фонда “Благосостояние” (на ее место в фонд пришел экс-глава Транскредитбанка Юрий Новожилов). Я знаю, что на рынке многих удивил факт перехода одного из важнейших топ-менеджеров финансового блока ОАО РЖД в компанию, созданную в начале 2011 года и известную лишь тем, что за год она разместила облигации на сумму 70 млн руб.

Однако затем, утром 15 февраля, на системах раскрытия информации появляется существенный факт ОАО “Ремпутьмаш”, в котором объявляется о заседании совета директоров для “одобрения крупной сделки с ОАО “Русрейллизинг” на поставку путевой техники в 2012-2016 годах”. Совет должен собраться 5 марта, в день объявления итогов конкурса ОАО РЖД по выбору лизинговой компании. Получается, что итоги предрешены заранее.

Уже в полдень того же 15 февраля, видимо, осознав всю опасность допущенной ошибки, “Ремпутьмаш” публикует новый существенный факт, из которого убирает название лизинговой структуры. Но лично я жду объявления “Русрейллизинга” победителем “конкурса” и обладателем контракта почти на $3 млрд. Компания уже обрастает атрибутами большого бизнеса: на днях стало известно, что она выкупила у ООО “Лизинговая компания “Базис Лизинг”” договор с арендатором самолета Gulfstream G550 на 1 млрд руб. Хотя, возможно, и этот контракт предназначен для ОАО РЖД: президент монополии Владимир Якунин время от времени пользуется бизнес-джетами.

Сам “Русрейллизинг” пока формально с ОАО РЖД почти никак не связан. По данным СПАРК, исходно 100% акций “Русрейллизинга” принадлежали возглавлявшему его Виктору Войтову (раньше был руководителем “Инпромлизинга”), но в декабре через допэмиссию акционерами стали УК “РВМ Капитал” (24,93%), УК “Трансфингруп” (совладелец “РВМ Капитала”, управляет средствами НПФ “Благосостояние”, Victorson Investments (11,59%), Vanwall Investments (15,62%) и Carolina Energy Hedging (9,99%). Но меня не удивит, если для легализации такого прорыва в бизнесе “Русрейллизинга” в число владельцев компании войдет и ОАО РЖД или его структуры.

Новости по теме


Свежие новости