На терминале «Трансконтейнера» в Забайкальске скопились тысячи груженых контейнеров из Китая

Около 5,5 тысяч контейнеров, груженых российским импортом из Китая, скопилось на терминале «Трансконтейнера» на железнодорожном погранпереходе Забайкальск – Манчжурия. В компании объясняют двухнедельные задержки при отправлении грузов возросшим спросом и проблемами на Восточном полигоне, но в РЖД сообщили InfraNews, что терминал в Забайкальске не грузит контейнеры на платформы других собственников и не использует остальные возможности избежать скопления грузов на терминале

После публикации InfraNews о затоваривании контейнерных терминалов в портах Дальнего Востока импортными грузами, участники рынка начали сообщать об аналогичных проблемах на сухопутных погранпереходах с Китаем. В распоряжении редакции оказалась внутренняя переписка между подразделениями «Трансконтейнера» (управляет контейнерным терминалом в Забайкальске), в котором рекомендуется проинформировать клиентов о том, что «задержка при погрузке и отправлении импортных контейнеров может составлять 20 суток и более». Нынешнее скопление контейнеров произошло из-за «дефицита порожних вагонов под погрузку», к которому привели «ограничения со стороны РЖД на погрузку грузов в контейнерах назначением на Восточный полигон», говорится в письме.  

Экспедиторы, занимающиеся доставкой импортных контейнеров из Китая в Россию, подтвердили InfraNews, что на данный момент средний срок ожидания при отправке контейнеров из Забайкальска составляет от 14 до 16 дней, при этом в динамике ситуация только ухудшается. Если еще неделю назад на терминале простаивало в ожидании погрузки около 3 тыс. груженых контейнеров, то по состоянию на 19 июля, как сообщили InfraNews в логистической компании Vedexx, эта цифра достигла 5,5 тысяч единиц.

В «Трансконтейнере» не стали комментировать InfraNews содержание письма, но подтвердили, что загрузка на терминале в Забайкальске «выше среднего», и это «связано с дисбалансом между импортом и экспортом». «В последние недели импорта и транзитных контейнеров из Китая в Забайкальск приходит больше, чем экспорта. Это объясняется рядом причин: традиционно напряженной ситуацией с доступом к инфраструктуре Восточного полигона и высоким спросом на направление от грузоотправителей, а также переключением части транзитных потоков из Китая в Европу на сухопутные погранпереходы», – сообщил InfraNews представитель «Трансконтейнера». В компании добавили, что предпринимают «целый комплекс мер для снижения стока и сокращения времени обработки контейнеров», в частности, привлекают дополнительный парк подвижного состава.

В РЖД, в свою очередь, назвали ситуацию с контейнерами на погранпереходе Забайкальск – Маньчжурия «рабочей». В компании подтвердили InfraNews, что в первом полугодии отправление импортных контейнеров со станции Забайкальск выросло на 2,7% по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом до 96,5 тыс. TEU. Однако главной причиной невывоза контейнеров с пограничного терминала в РЖД считают не дефицит платформ, а то, что оператор терминала не использует платформы «иных собственников». «Только в июне 2024 года со станции Забайкальск было отправлено 906 порожних фитинговых платформ», – сообщили InfraNews в пресс-службе РЖД.

Кроме того, для вывоза нарастающего импорта из Китая государственный железнодорожный перевозчик предлагает использовать полувагоны, как это уже делается в портах Дальнего Востока. «Ряд собственников полувагонов уже выразил готовность в предоставлении парка для погрузки контейнеров с импортными грузами со станции Забайкальск с дальнейшей перегрузкой на фитинговые платформы в пути следования», – сообщили InfraNews в РЖД. По данным InfraNews такие перевозки действительно эпизодически осуществлялись в феврале и сентябре прошлого года, но затем прекратились.

Кроме того, в РЖД напомнили, что есть и другие опробованные технологии для повышения эффективности вывоза контейнеров, такие как перевозки удлиненными составами и «сдвоенными» контейнерными поездами, а также указали, что у грузовладельцев есть возможность отправлять контейнеры групповыми отправками в составе других грузовых поездов. «Мощность вагонопотока позволяет достаточно быстро накапливать поезда, состоящие из вагонов разных клиентов, до унифицированной длины состава», – добавили в РЖД.

Между тем, собеседники InfraNews на логистическом рынке отмечают, что дополнительным фактором резкого роста отправок контейнеров из Китая через Забайкальск стали сложности и рост стоимости отправки грузов по альтернативному сухопутному коридору транзитом через территорию Казахстана. В этом году в связи со строительством вторых путей на магистрали Достык – Алашанькоу железные дороги Казахстана (КТЖ) регулярно объявляют «технологические окна», что снижает пропускную способность линии, а в мае КТЖ дополнительно увеличили тарифы на железнодорожные перевозки, включая транзитные в направлении России.

В апреле прошлого года на терминале «Транксконтейнера» в Забайкальске уже наблюдалась аналогичная ситуация. Тогда первый вице-президент «Трансконтейнера» Виктор Марков заявлял о том, что в результате дисбаланса экспортных и импортных грузопотоков на терминале скопилась «шапка импорта» и «лежит фактически на земле» около 4,5 тыс. TEU груженых контейнеров в ожидании погрузки, а исправить ситуацию может помочь разрешение РЖД на отправку дополнительных контейнерных поездов с экспортом в направлении Забайкальска.

Подробнее о контейнерном рынке России читайте в Контейнерном отчете InfraNews по итогам 1 полугодия 2024 года.

InfraNews

Новости по теме


Свежие новости