Очень Странная Корпорация
Министерство промышленности и торговли РФ еще месяц назад предложило правительству провести детальную проверку строительства двух верфей ОАО “Объединенная судостроительная корпорация” (ОСК) на Дальнем Востоке, для чего было рекомендовано направить в Приморский край полномочную комиссию с участием всех заинтересованных органов исполнительной власти. По данным источников, беспокойство министерства вызваны тем, что ОСК не в полной мере выполняет обязательства по строительству новых мощностей в Приморье, хотя отчитывается об обратном.
Согласно концепции развития предприятий, интегрированных в структуру ОАО “Дальневосточный центр судостроения и судоремонта” (ДЦСС, “дочка” ОСК), и решению правительства РФ, в городе Большой Камень на базе Дальневосточного завода “Звезда” запланировано возведение сухого дока и комплекса новых корпусообрабатывающих цехов. В реализации данного проекта изъявили желание принять участие иностранные инвесторы. Было принято решение о строительстве на Дальнем Востоке двух новых верфей, заложенных в присутствии вице-премьера Игоря Сечина в ноябре 2009 года.
Верфь “Звезда-DSME” (совместное предприятие ОСК и южнокорейской компании Daewoo Shipbuilding Maritime Engineering, DSME) в бухте Большой Камень должна была стать единственным в России судостроительным производством крупнотоннажной морской техники водоизмещением до 300 тыс. т. и объемом обрабатываемого металла в 220 тыс. т.
Вторая верфь “Восток-Raffles” (СП с китайско-сингапурской Yantai Raffles) в бухте Пяти Охотников могла превратиться в крупнейшую базу по производству морских буровых установок весом до 40 тыс. т., предназначенных для освоения морского шельфа. В строительство верфи будут инвестированы $200 млн, рассказывал в 2009 г. И. И. Сечин сразу после подписания соглашения о строительстве с сингапурской компанией.
В феврале 2010 года во время рабочей встречи с председателем правительства Владимиром Путиным глава ОСК Роман Троценко заявлял, что весь проект строительства завершится за 24 месяца. В мае того же года также во время очередной рабочей встречи с Путиным Троценко утверждал: “Мы завершаем проектирование верфи в городе Большой Камень… В мае мы завершим тендерные процедуры и в июне ожидаем выход на строительную площадку”.
А уже в середине февраля текущего года глава ОСК отчитался правительству о проделанной работе.В документе, в частности, говорится о том, что первая очередь строительства верфи “Звезда-DSME” завершена: полностью выполнены работы по строительству нового корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства в одном блоке общей площадью 70 тысяч квадратных метров, что позволяет осуществлять сборку судов дедвейтом до 120 тыс. т. “Окончание строительных работ – 20 апреля 2012 года, как и было предусмотрено планом”, – отмечается в письме. Стоит отметить, что строительство производственных мощностей верфи будет выполняться поэтапно. Вторая очередь – строительство тяжелого стапеля и спускового устройства – должна завершиться в третьем квартале 2013 года.
Глава ОСК в своем письме добавляет также, что по “Восток-Raffles” поручение выполнено полностью, но с небольшими изменениями. В частности, они коснулись местоположения верфи. Изначально ее планировалось построить в бухте Чажма на территории “30 судоремонтного завода”. Однако, “в результате отказа Минобороны России предоставить земельный участок для строительства, принято решение о ее передислокации на участок, примыкающий к порту Восточный”. В документе говорится, что строительство производственных мощностей для постройки нижних оснований буровых платформ завершено, сухой док измерениями 300-400 метров построен. Отмечается также, что помимо СП “Восток-Raffles”, создано его производственное подразделение “Воско”.
Однако Минпромторг в конце апреля текущего года в ответ на соответствующий запрос Сечина подготовил свежий отчет о ходе строительства данных объектов и их соответствие ранее заявленным характеристикам. В итоге ведомство пришло к выводу, что утверждение ОСК о 100% выполнении обязательств по строительству верфи “Звезда-DSME” не соответствует действительности.”Проект верфи отсутствует, строительно-монтажные работы не начинались”, – отмечает источник.
В Минпромторге считают, что виной тому, в том числе, мог стать неправильный выбор ОСК генпроектировщика. В марте 2010 года конкурсная комиссия ДЦСС и корейской DSME решили, что ни одна российская проектная организация не способна разработать проект подобной верфи и привлекли корейский же консорциум KORPEC/AUDC (аффилированные структуры DSME). Однако, в связи с режимностью предприятия, южнокорейцам не могла быть предоставлена полная информация об имеющихся объектах ДВЗ “Звезда”. Кроме того, консорциум был незнаком с российским градостроительным законодательством, рассказывает источник. В результате на конец 2011 года корпорация понесла затраты в размере около 700-900 миллионов рублей, в том числе свыше 500 миллионов рублей – по прямым договорам со структурами DSME, отмечает источник в отрасли. Доработка проекта верфей и адаптация предложенных DSME проектных решений к российским нормативам обойдется в сумму еще около 400-500 миллионов рублей.
В начале апреля 2011 года ОСК сообщило, что разработка генплана завершена, проектная документация на строительство верфи подготовлена к предоставлению в органы государственной экспертизы. Но в июне 2011 года на заседании комиссии Совета Федерации по национальной и морской политике на Дальнем Востоке по проблемам нормативно-правового обеспечения строительства судостроительного производственного комплекса на территории завода “Звезда” в очередной раз было отмечено, что проектная документация на строительство верфи “Звезда-DSME” в “Главгосэкспертизу” не направлялась, строительные работы (ввиду отсутствия проекта) на верфи не проводятся, а сроки ввода в эксплуатацию постоянно переносятся.
Стоимость верфи “Звезда-DSME” оценивалась в 41 миллиард рублей. Основным кредитором должен был стать Внешэкономбанк, который мог выделить до 35 миллиардов рублей. В соответствии с соглашением о сотрудничестве между ДЦСС и Внешэкономбанком, последний брал на себя обязательство обеспечить надлежащее финансирование лишь при условии проведения экспертизы проекта и принятия органами управления положительного решения по ее результатам. Однако по данным источника, знакомого с процессом переговоров, пока никаких решений по кредиту банк не принял.
В настоящий момент также не существует полноценного проекта верфи “Восток-Raffles” для внесения в “Главгосэкспертизу”, а ОСК в своих еженедельных отчетах в Минпромторг продолжает докладывать, что строительно-монтажные работы на верфи не осуществляются, отмечает источник, знакомый с перепиской ведомства и правительства. Более того, никакой информации о решении ОСК по переносу верфи на участок, примыкающий к порту Восточный, а также о существовании производственного подразделения “Востко”, Минпромторг от ОСК до сих пор не получил, уверяет он. Смена площадки для верфи произошла только в сентябре 2010 года. Было решено перенести ее в бухту Пяти Охотников, но не на участок, примыкающий к порту Восточный (порт Восточный находится в бухте Врангеля), как сообщила ОСК.
Между тем ОСК уже перенесла сроки поставки полупогружной буровой установки (ППБУ) усиленного ледового класса «Большая Медведица» по заказу «Роснефти» более чем на год – с июля 2014 года на август 2015 года, сообщил источник, знакомый с ходом строительства. Платформа как раз должна была строиться на верфи «Восток-Raffles». Процесс закладки ППБУ в 2009 г. стал грандиозным событием. Тогда глава ОСК особо подчеркивал, что подобных платформ ледового класса в мире насчитываются единицы.
Теперь же сам Роман Троценко подтвердил информацию о переносе сроков в своем докладе о выполнении обязательств корпорации в части развития судостроительной промышленности Дальневосточного региона, который в феврале текущего года был отправлен заместителю председателя правительства РФ Игорю Сечину. В документе, в частности, говорится, что строительство ППБУ временно приостановлено в связи с уточнением технического задания компанией «EхxonMobil» – нового партнера «Роснефти». Но источник, знакомый с ходом строительства, подчеркивает, что говорить о временной приостановке строительства некорректно, ибо оно вовсе не начиналось в связи с отсутствием технического задания.
Однако, по словам руководства ДЦСС, в декабре 2012 года строители “Звезды” завершат свою часть работ и передадут первую очередь судостроителям, сообщил 16 мая сайт primamedia.ru. Полномасштабно корпусную часть для танкеров водоизмещением 50 тыс. т. будущий судостроительный комплекс сможет начать строить не ранее, чем с 2014 года, когда якобы завершится строительство второй очереди проекта. Ожидается, пишет тот же ресурс со ссылкой на представителей ДЦСС, что в этом году проект пройдет экспертизу, что позволит строителям выйти на площадку с весны будущего года. Таким образом, разрыв между сдачей первой очереди и началом строительных работ на второй составит несколько месяцев, что связано с неготовностью рабочей документации.
“Полное развитие судостроительного комплекса в Приморском крае планируется завершить до 2020 года, за рамки федеральной программы мы не выходим”, – подчеркнул Владимир Цыбин, заместитель гендиректора ОАО “ДЦСС”.
В общем, все очень странно в этой ОСК. А воз и ныне там, сказал бы Крылов.Привело ли к каким-либо последствиям беспокойство Минпромторга о строительстве верфей на Дальнем Востоке, неизвестно.
Новости по теме
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну