Портовая статистика глазами Александра Давыденко

Логистика | Море | Новости | Март 02, 2012, 5:27

Не так давно Надежда Малышева из Портньюса взяла интервью у нашего любимого персонажа.  Если не хотите тратить время на чтение, можем сразу сообщить –  ничего нового там не написано. Очередные рассказы про прогнозы и про то, что предложение формирует спрос, когда  в действительно налицо дефицит способности прогнозировать и предсказывать.

Итак, свое мнение о том, как может поменяться система управления в морских портах и на реке высказывает руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко.

– Александр Александрович, объясните, пожалуйста, чем вызвана столь невысокая динамика роста грузооборота российских портов по итогам 2011 года?

– По итогам прошлого года перевалка грузов в морских портах России составила  535,4 млн. тонн. Этот показатель на 1,8% больше, чем в 2010 году. Я оцениваю такую динамику как позитивную. Потому что прирост объемов перевалки сухих грузов, которые составляют основу наиболее высокотехнологичных портовых операций, в прошлом году достиг 11%. Но вместе с тем, мы потеряли в объемах перевалки нефтеналивных грузов более 4%. Это обусловлено колебаниями рынка. Поэтому в целом, итоговые показатели можно считать удовлетворительными. В перспективе мы ожидаем изменения ситуации. Так со второго полугодия 2012 года ожидается увеличение отгрузки нефти через терминал Белокаменка в Мурманске, в Усть-Луге через БТС-2 и в Козьмино. Терминалы КТК в порту Новороссийск также могут увеличить отгрузки экспортной нефти с вводом в эксплуатацию двух новых скважин ОАО «ЛУКОЙЛ». Кроме того, мы ожидаем увеличения перевалки углей через Ванинский транспортный узел. Стабильно увеличивается объем переработки контейнерных грузов, особенно, за счет морских терминалов Северо-Западного бассейна. Ежегодно этот показатель растет на 35%.

InfraNews: Предсказание Давыденко по поводу роста  в 35% по контейнерам так и будет срабатывать раз в пять лет – после очередного спада на 35%. Но глобально рост всегда будет не более 10-15% и по итогам года, и пяти, и десяти лет вперед и назад.

– Можете ли Вы уже сейчас сделать прогноз на 2012 год по объему перевалки грузов в морских портах?

– По мнению экспертов в 2012 году сохранится тенденция роста перевалки сухих грузов, наливные грузы скорее всего, сохранят объем перевалки на прежнем уровне. Общий грузооборот морских портов России планируется на уровне 560 млн. тонн.

-Насколько Вы удовлетворены темпами создания новой портовой инфраструктуры в России? 

– Если в экономике основной принцип: спрос рождает предложение, то в транспорте наоборот: предложение рождает спрос. И чем больше мы будем строить портовых мощностей, тем больше будет расти грузопереработка. Но тут необходим тонкий расчет, где будут грузопотоки. Надеюсь, что Стратегия развития морской поровой инфраструктуры на период до 2030 года, разрабатываемая ФГУП «Росморпорт», позволит приблизиться к экономически выгодному для нашей страны балансу портовых мощностей.

– Насколько на Ваш взгляд актуален вопрос об акционировании ФГУП «Росморпорт»?

– Сегодня Росморпорт представляет собой такую структуру, аналога которой нигде в мире больше нет. В мировой практике принято, что в любом порту действует администрация порта  в том или ином виде и ряд стивидорных компаний.  В нашем же случае в портах представлены администрация морского порта (АМП) и Росморпорт. А остаться должно что-то одно. Логичнее – администрация морского порта, которая будет осуществлять административно-властные полномочия и хозяйственную деятельность, то есть строить причалы, сдавать их в концессию или аренду, содержать акваторию и средства обеспечения безопасности мореплавания. А Росморпорт, наверно, должен быть разделен на части, одна из которых будет акционирована, а другая – присоединена к АМП.

+

+

+

+

 

– Насколько уровень портовых сборов адекватен и сопоставим с задачами по развитию и модернизации портовых сборов?

– Конкурентоспособность российских портов является исключительно важным вопросом в сфере функционирования и развития всей транспортной системы России. Анализ опыта применения новых портовых сборов в течение 2008 – 2011 гг. выявил, что основные параметры системы портовых сборов были сформулированы правильно, применяемые ставки не оказывают отрицательного влияния на конкурентоспособность морских портов Российской Федерации. Вместе с тем следует отметить, что ставки портовых сборов в морских портах Российской Федерации не пересматривались на уровень инфляции в 2009-2011 годах. С учетом результатов мониторинга Росморречфлотом и Минтрансом России были подготовлены и направлены в ФСТ предложения по повышению на 5% предельных ставок портовых сборов и изменению правил их применения.             Попробую объяснить, что это означает на цифрах. Сегодня мы собираем портовых сборов на сумму около 11 млрд. рублей в год.  При  годовом грузообороте в 535 млрд. тонн, получается, что портовые сборы составляют в среднем 20,5 рублей за тонну. Это 60 американских центов! В то же время во многих портах мира сборы гораздо выше: в Прибалтике – 1,5 евро, в Роттердаме – около 1 Евро, в Китае – 1,5 доллара. Поэтому разговоры о якобы завышенных портовых сборах в Российской Федерации необоснованны. Можно говорить о линейных судах, паромах и т.д., и такая работа ведется, но в целом, повторяю, наши портовые сборы не являются высокими.

InfraNews:  У Давыденко вывод-то правильный, но политический. А вот цифры не правильные – слишко завышены ставки по конкурирующим портам. Для крупняка из Китая и Роттедама вообще приведены совокупные расходы грузовладельца по нескольким портовым допуслугам, а не только сборы государства.Подробнее о портовых сборах можно прочитать в специальном исследовании InfraNews.

 

Новости по теме


Свежие новости