Ограничения Литвы на транзит в Калининград создали новый сегмент контейнерного рынка
Контейнеры | Логистика | Море | Порты | Февраль 13, 2023, 13:57
Россия во второй половине 2022 года успешно преодолела транспортные ограничения, введенные Литвой на транзит грузов в Калининградскую область, создав целый новый рынок каботажных контейнерных перевозок в Балтийском море. Об этом свидетельствуют данные о количестве судов, работающих на регулярных морских линиях между Санкт-Петербургом и Калининградом, и их объемы перевозок.
Запреты и ограничения со стороны Литвы на сухопутные транзитные перевозки грузов в Калининградскую область привели к тому, что регионе возник новый мощный сегмент контейнерного рынка. По данным InfraNews, каботажные перевозки грузов в контейнерах в пределах Балтийского морского бассейна в 2022 году выросли с практически нулевых значений до 31,2 тыс. TEU. Больше половины перевезенных контейнеров (17,7 тыс. TEU) были гружеными: в них перевезено за этот период более 200 тыс. тонн различных грузов.
Львиная доля всего каботажного контейнерооборота пришлась на порты Калининграда и Санкт-Петербурга: объем перевалки в пору Калининград составил 19,3 тыс. TEU (против мизерных 8 TEU в 2021 году), в Большом порту Санкт-Петербурга – 11,9 тыс. TEU (в 2021 году контейнеры в каботаже не отправлялись вовсе). Терминалами-лидерами в этом сегменте на «большой земле» стали порт Бронка (6,3 тыс. TEU) и «Контейнерный терминал Санкт-Петербург» (3,4 тыс. TEU), в Калининграде отечественные контейнерные грузы переваливались преимущественно на терминалах «Балтийской стивидорной компании» (12,2 тыс. TEU) и «Калининградского МТП» (7,1 тыс. TEU). Подробнее см. Контейнерный отчет InfraNews за 2022 год.
В январе 2023 года каботажный контейнерооборот в Балтийском бассейне вырос еще сильнее: за месяц в этом сегменте российские порты на Балтике перевалили более 8 тыс. TEU, то есть более четверти всего прошлогоднего объема. Из них 4,5 тыс. TEU пришлось на Большой порт Санкт-Петербурга: на терминале в Бронке перевалено более 2 тыс. TEU, на КТСП – почти 1,5 тыс. TEU, на терминале «Петролеспорт» – более 1 тыс. TEU. Морские терминалы порта Калининград в январе обработали 3,4 тыс. TEU каботажных контейнеров, что составило более 22% от совокупного объема за прошлый год.
По информации администрации Калининградской области, если в начале 2022 года на морских грузовых линиях в сообщении с Калининградом работало всего два парома, то уже к ноябрю доставку грузов регулярно осуществляли 18 судов различных типов. Первая специализированная контейнерная линия между Санкт-Петербургом и Калининградом появилась в октябре: универсальное грузовое судно «РЗК Константа», способное перевозить 350 TEU, начало еженедельно ходить из «Морского рыбного порта» в Санкт-Петербурге на терминал «Балтийской стивидорной компании» и обратно. А в феврале собственный еженедельный сервис запустила транспортная группа FESCO, поставив на линию контейнеровоз «ФЕСКО Нагаево» вместимостью 508 TEU.
До введения санкций против ряда российских товаров со стороны ЕС снабжение Калининградской области традиционно осуществлялось по железной дороге. Альтернативным способом доставки была паромная линия «Усть-Луга – Балтийск», с помощью которой в Калининград перевозились преимущественно массовые грузы в железнодорожных вагонах. Ограничения на транзит российских энергоносителей и других «санкционных» товаров через Литву с июня 2022 года существенно увеличили нагрузку на паромы: по данным InfraNews, общий объем грузов, перевезенных на паромах в каботажном сообщении в Балтийском бассейне, в прошлом году составил 3,9 млн тонн, что на 72,3% больше, чем годом ранее.
По мнению отраслевых экспертов, контейнерные каботажные перевозки грузов на Балтике будут развиваться и дальше, поскольку они быстрее и дешевле, чем на паромах. Кроме того, контейнеровозы позволят повысить эффективность использования паромов и судов типа «Ро-Ро» для накатных грузов, что особенно важно для Калининграда ввиду запрета транзитного проезда через территорию Литвы автотранспортных средств – как грузовых, так и легковых. Так, в январе ФГУП «Росморпорт», оперирующий паромной переправой «Усть-Луга – Балтийск», уже отправил первый рейс парома «Генерал Черняховский», загруженного только автомобилями (паром доставил в Калининград 91 грузовик). На февраль запланировано еще как минимум два аналогичных рейса со стопроцентной загрузкой автотранспортными средствами.
Подробно поговорить о том, как контейнерные перевозчики могут помочь снабжению Калининграда необходимыми товарами, а также обсудить другие особенности контейнерного рынка в России в новых условиях специалисты отрасли смогут на конференции «ЗаКонтейнерами» 16 марта 2023 года в Москве.
Алексей Екимовский
Новости по теме
-
Сентябрь закрыл второй подряд рекордный квартал для индустрии контейнерных перевозок
В региональном разрезе, все сегменты рынка показывают рост к уровням годом ранее, кроме ближневосточного сегмента
-
«Трансконтейнер» открыл склад для сельхозгрузов на терминале в Краснодаре
Задействовать новый склад в «Трансконтейнере» планируют под консолидацию партий груза разных сельскохозяйственных предприятий Кубани.
-
InfraNews завершил работу над «Контейнерным отчетом по итогам 9 месяцев 2024 года»
На 94 страницах исследования мы проанализировали самые актуальные тенденции контейнерного рынка в России и за рубежом
Свежие новости
-
Ставки на нефтяные танкеры продолжают снижаться, хотя должны были расти
За октябрь значение индекса TD3 снизилось на 6%
-
Сентябрь закрыл второй подряд рекордный квартал для индустрии контейнерных перевозок
В региональном разрезе, все сегменты рынка показывают рост к уровням годом ранее, кроме ближневосточного сегмента
-
CMA CGM возвращает сервис Индия-США на маршрут через Красное море
Всего на сервисе будет работать 11 судов вместимостью 8-10 тыс. TEU
-
Мировой контейнерный флот пополнился в октябре на 200+ тыс. TEU, 30% пришлось на MSC
Совокупная вместимость мирового контейнерного флота по состоянию на 7 ноября составляет 31,1 млн TEU
-
Производители цемента присоединились к жалобам угольщиков на работу РЖД
Ассоциация производителей цемента «СоюзЦемент» опубликовала позицию участников отрасли в отношении новых принципов управления грузовым движением на железной дороге. Они опровергли утверждения представителей РЖД о полном обеспечении вагонами цементных предприятий, заявляя о «беспрецедентных» ограничениях в подаче вагонов под погрузку, что неприемлемо для непрерывного цикла производства продукции, имеющей ограниченный срок годности.