Дефицит тоннажа на рынке морских перевозок автомобилей сохранится до следующего года

Логистика | Море | Новости | Январь 25, 2023, 18:14

Дефицит тоннажа на рынке морских перевозок автомобилей сохраняется, и рынок остается за продавцом, но это только сейчас – пока в 2024-25 на рынок не обрушится лавина заказанного и заказываемого нового тоннажа.

Предложение специализированных судов для перевозки легковых и грузовых автомобилей было дефицитным уже на входе в 2022 из-за рекордно низкого прироста флота на протяжении предшествовавших пяти лет. По данным VesselsValue, с 2016 по 2021 среднегодовое число заказов на строительство нового тоннажа составляло четыре судна в год.

Между тем, в пандемию начал резко расти спрос на перевозки промышленных товаров, в т.ч. автомобилей, а логистическая система работала в ситуации постоянного стресса и возникавших, то тут, то там, сбоев и заторов. В результате разрыв между спросом и предложением продолжал увеличиваться, толкая вверх ставки и цены на суда.

Спрос на перевозки автомобилей резко ускорил рост в 2022 на фоне увеличения экспорта из Китая, прежде всего электромобилей. Электромобили в среднем больше и тяжелее традиционных машин с ДВС, следовательно для их перевозки требуется большая вместимость флота.

VesselsValue оценивает совокупный прирост спроса на мировом рынке морской перевозки автомобилей, измеряемом в CEU/м.милях за 2022 в 1,2% (CEU – единица измерения вместимости судна, эквивалентная объему, необходимому для размещения одного легкового автомобиля). При этом сегмент китайского экспорта вырос на 28% до 26,5 млрд CEU/м.миль. За 11 месяцев прошлого года экспорт готовых автомобилей из Китая превысил 3 миллиона единиц, это на 54% больше, чем годом ранее.

Дефицит тоннажа, усугубляемый заторами в портах и сбоями в цепочках поставок, привел к росту ставок. По данным индекса чартерных ставок VesselsValue, суточная ставка аренды автомобилевоза вместимостью 6,5 тыс. CEU по годовому контракту выросла за прошлый год на 200% до 103 тыс. долларов США в сутки. Стоимость автомобилевоза PCTC вместимостью 6,5 тыс. CEU постройки около 2012 года увеличилась почти вдвое – на 84% – до 84 млн долларов США.

В этих условиях активизировался спрос на новые суда: заказы стали размещать как операторы, так и автопроизводители, чтобы обеспечить экспорт своей продукции. По оценкам VesselsValue, инвестиции в новый тоннаж за прошлый год выросли на 32% до 6,07 млрд долларов США, число заказанных судов – на 20% до 65, средняя вместимость судна, по размещенным за 2022 заказам, вплотную приблизилась к 8 тыс. CEU – это на 14% больше, чем годом ранее и в полтора раза больше средней вместимости работающих судов на уровне 5,3 тыс. CEU. В 2023 спрос на новое строительство сохраняется: в январе были объявлены два крупных контракта на строительство автомобилевозов для Grimaldi и SAIC Anji Logistics на китайских верфях.

В сентябре 2022 Clarkson Research Services оценивал мировой флот автомобилевозов в 756 судов с совокупной вместимостью около 4 млн CEU. С учетом последних контрактов Lloyds List оценивает нынешний портфель заказов в 130 судов общей вместимостью более 1 млн CEU – это 27% от существующего флота.

Аналитики полагают, что дефицитный рынок сохранится еще около года, возможно, немного дольше – пока баланс спроса и предложения не восстановится, а затем и опрокинется с выходом на рынок нового тоннажа, массовые поставки которого ожидаются в 2024-25. В 2023, по оценкам VesselsValue, новые поставки обеспечат увеличение вместимости флота лишь на 3%, при этом рост объемов производства легковых автомобилей прогнозируется в 4%. Эффективная вместимость флота также пострадает от сохраняющихся заторов в портах, сбоях в работе цепочек поставок, а также от замедления скорости судов из-за новых экологических норм, вступивших в силу с начала года.

Новости по теме


Свежие новости