Рост спроса на контейнерные перевозки замедлился в третьем квартале до 1,5%

Глобальный рост рынка контейнерных перевозок замедлился в третьем квартале 2019 года до 1,5%, сообщает ТАСС, согласно оценкам Maersk, приведенным в обзоре рынка в опубликованном сегодня квартальном отчете группы. Замедление не стало неожиданностью для перевозчиков, поскольку оно обусловлено ослаблением экономики на всех ключевых рынках и эффектом от эскалации торговых противоречий.

По оценкам Maersk, рост контейнерных перевозок на трейде Восток-Запад в третьем квартале замедлился до 1,5%. Рост импорта из Азии в Европу сократился почти вдвое до 2,8%, по сравнению с 5,8% во втором квартале. Контейнерный импорт в Северную Америку вырос всего на 0,5%, при этом объемы импорта из Азии упали на 0,9%, вследствие введения США и Китаем взаимных мер, направленных на ограничение торговли. Объемы на обратных маршрутах перевозок на трейде увеличились за прошлый квартал на 3,1%: экспорт из Европы в Азию вырос на 8,9% на фоне увеличения спроса на поставку мяса в Китай, где резко сократилось внутреннее производство из-за эпидемии свиного гриппа, а также значительного роста поставок европейской древесины – уже из-за  проблем на другом конце – в Европе, где активизировалась вырубка деревьев, погибших из-за нашествия жука-короеда. Объемы контейнерного экспорта из Северной Америки в Азию сократились на 3,0%.

Контейнерные перевозки по оси Север-Юг в целом выросли за третий квартал на 0,7%. Рост импорта в страны Латинской Америки составил всего 0,4%, в страны Ближнего Востока и Индийского субконтинента – 1,4%, Африки – 3,0%. Объемы на внутрирегиональных маршрутах увеличились на 2,3%, в основном за счет активности на европейском рынке.

MAersk констатирует, что торговые противоречия продолжили нарастать. Обвинив ЕС в незаконной помощи аэрокосмическому концерну Airbus, США ввели c 18 октября новые пошлины на импорт европейских товаров совокупной стоимостью около 7,5 млрд долларов США в год. За период с начала прошлого года были введены дополнительные пошлины на ввоз китайских товаров, импорт которых оценивается в 550 млрд долларов в год. Китай ответил тарифами на поставки из США в объеме примерно на 185 млрд долларов в год. Торговые ограничения сократили двустороннюю торговлю между двумя странами, а также привели к изменениям в структуре торговли. В целом, по оценкам Maersk, в 2019 году торговые ограничения сократили глобальную контейнерную торговлю на 0,5-1,0%, прогноз на 2020 год – минус 1%.

Вместимость глобального контейнерного флота увеличилась за июль-сентябрь на 3,9%, до 23,1 млн TEU. В течение периода было поставлено 45 новых судов совокупной вместимостью 364 тыс. TEU (в основном более крупные контейнеровозы вместимостью от 10 тыс. TEU). При этом на утилизацию было отправлено всего 21 судно вместимостью 52 тыс. TEU. Вывод судов из эксплуатации замедляется с начала это года из-за некоторого дефицита тоннажа, связанного со значительными простоями судов для подготовки их к вступлению в силу с начала 2020 года новых экологических нормативов IMO по содержанию серы в судовых выхлопах (IMO-2020). По состоянию на конец квартала в доках простаивали 3,3% всего контейнерного флота (761 тыс. TEU). Как следствие, вместимость флота за третий квартал превышала прошлогодний показатель всего на 0,5%. За период было размещено заказов на строительство 25 новых судов (373 тыс. TEU), и отношение портфеля заказов к работающему флоту достигло 11%. По данным Alphaliner, номинальный рост вместимости глобального флота контейнеровозов в 2019 году составит 3,7%, в 2020 – 3,3%.

Согласно динамике композитного индекса фрахтовых ставок на контейнерные перевозки CCFI, в среднем стоимость морской перевозки контейнера была в прошлом квартале на 1,7% ниже, чем в прошлом году. Спотовые фрахтовые ставки на маршруте Азия-Северная Европа были на 9,0% ниже, на маршрутах в порты Средиземного моря они, напротив, выросли на 3,6%. Стоимость доставки контейнера из Азии на западное побережье США снизилась на 1,1%, а на восточное выросла на 0,9%. В целом, Maersk отмечает, что сохраняющаяся нестабильность и неопределенность в отношении будущего развития увеличивает риски снижения ставок в четвертом квартале 2019 и далее в 2020.

Стоимость фрахта судов подешевела в прошлом квартале на 4,4%. Однако по сравнению с предыдущим кварталом ставки по тайм-чартерным контрактам увеличились на 10%. Maersk прогнозирует, что рост стоимости фрахта продолжится в ближайшие кварталы из-за дефицита тоннажа в связи с выводом судов из эксплуатации для модернизации в преддверии вступления в силу требований IMO-2020.

Новости по теме


Свежие новости