Контейнерный отчет за 1 кв. 2017г, ч. 5

Продолжение, предыдущая часть здесь
Баланс спроса и предложения
2015 год стал совершенно нетипичным для этого сегмента – введение санкций привело к сокращению импорта и, как следствие, объема контейнерных перевозок в целом. Однако уже в 2016 году объем перевозок восстановился. При этом парк расти перестал. Как мы уже отмечали в прошлом исследовании — в этом сегменте никогда не было гонки за новыми вагонами, поддерживается баланс предложения вагонов.
Объем предстоящего списания фитинговых платформ довольно стабилен, поэтому можно предположить, что будет происходить восполнение списываемых вагонов, а рост парка будет пропорционален росту грузовой базы. Баланс в этом сегменте сохранится.

Рисунок 16. Оценка производства (по регистрации на сети РЖД) и прогноза списания фитинговых платформ
Однако, если планы по работе с Транссибом, транзитом и переводу грузовой базы с автотранспорта и крытого ПС будут развиваться, что вероятно ситуация будет меняться в сторону роста спроса на фитинговые платформы, к росту ставок, и дополнительным заказам. Как мы писали, в 2010-11 году, только операторы фитинговых платформ по сути услышали смысл наших исследований про «Баланс спроса и предложения» и не стали форсировать закупку платформ. И в результате к спаду погрузки подошли в нормальном финансовом состоянии и ставки на перевозки у них упали меньше всех других операторов.
При этом конкурентная ситуация сохраняется многие годы стабильной. С небольшим, поступательным ростом Трансконтейнера.
Подробности о балансе работы в системе РЖД фитинговых платформ и другого подвижного состава в исследовании «Баланс спроса и предложения на подвижной состав 2017г».
Стивидорный оборот
Контейнерооборот портов России по итогам января-марта 2017 года составил 1,07 млн TEU, что превышает аналогичный показатель 2016 года на 11,8%.
Бассейн / направление |
1 кв 2016 |
1 кв 2017 |
% 2017/2016 |
Доля |
Балтийский |
505,15 |
531,53 |
5,2% |
49,6% |
экспорт |
248,87 |
257,67 |
3,5% |
48,5% |
груженый |
166,56 |
177,04 |
6,3% |
68,7% |
порожний |
82,30 |
80,63 |
-2,0% |
31,3% |
импорт |
256,26 |
273,86 |
6,9% |
51,5% |
каботаж |
0,02 |
0,01 |
-60,0% |
0,0% |
Дальневосточный |
249,71 |
324,19 |
29,8% |
30,3% |
экспорт |
74,93 |
108,23 |
44,4% |
33,4% |
груженый |
39,09 |
58,11 |
48,7% |
53,7% |
порожний |
35,84 |
50,12 |
39,8% |
46,3% |
импорт |
69,13 |
95,80 |
38,6% |
29,6% |
транзит |
12,31 |
10,24 |
-16,9% |
3,2% |
груженый |
11,60 |
10,05 |
-13,4% |
98,2% |
порожний |
0,71 |
0,19 |
-73,9% |
1,8% |
каботаж |
93,33 |
109,92 |
17,8% |
33,9% |
груженый |
52,04 |
60,88 |
17,0% |
55,4% |
порожний |
41,29 |
49,05 |
18,8% |
44,6% |
Азово-Черноморский |
165,99 |
181,41 |
9,3% |
16,9% |
экспорт |
81,70 |
90,05 |
10,2% |
49,6% |
груженый |
44,11 |
48,65 |
10,3% |
54,0% |
порожний |
37,59 |
41,40 |
10,1% |
46,0% |
импорт |
81,38 |
88,53 |
8,8% |
48,8% |
транзит /груженый/ |
0,07 |
0,14 |
91,9% |
0,1% |
каботаж |
2,84 |
2,69 |
-5,0% |
1,5% |
Арктический |
36,10 |
33,08 |
-8,4% |
3,1% |
экспорт /груженый/ |
0,42 |
0,08 |
-80,1% |
0,3% |
импорт |
1,14 |
0,33 |
-71,2% |
1,0% |
каботаж |
34,55 |
32,67 |
-5,4% |
98,8% |
груженый |
25,51 |
23,52 |
-7,8% |
72,0% |
порожний |
9,03 |
9,15 |
1,3% |
28,0% |
Каспийский |
0,64 |
0,74 |
16,0% |
0,1% |
экспорт |
0,30 |
0,32 |
6,7% |
43,2% |
груженый |
0,14 |
0,28 |
108,1% |
88,7% |
порожний |
0,16 |
0,04 |
-77,9% |
11,3% |
импорт |
0,23 |
0,30 |
28,7% |
40,1% |
каботаж |
0,11 |
0,12 |
14,8% |
16,8% |
груженый |
0,08 |
0,08 |
-7,3% |
61,3% |
порожний |
0,03 |
0,05 |
84,6% |
38,7% |
ИТОГО ПОРТАМИ РФ |
957,59 |
1 070,95 |
11,8% |
100,0% |
экспорт |
406,22 |
456,35 |
12,3% |
42,6% |
груженый, |
250,14 |
284,16 |
13,6% |
62,3% |
из них рефрижераторных |
— |
7,30 |
— |
2,6% |
порожний |
156,07 |
172,19 |
10,3% |
37,7% |
импорт |
408,14 |
458,81 |
12,4% |
42,8% |
груженый, |
377,37 |
430,85 |
14,2% |
93,9% |
из них рефрижераторных |
— |
91,31 |
— |
21,2% |
порожний |
30,77 |
27,96 |
-9,1% |
6,1% |
транзит |
12,39 |
10,38 |
-16,2% |
1,0% |
груженый, |
11,68 |
10,19 |
-12,7% |
98,2% |
из них рефрижераторных |
— |
0,01 |
— |
0,1% |
порожний |
0,71 |
0,19 |
-73,9% |
1,8% |
каботаж |
130,84 |
145,42 |
11,1% |
13,6% |
груженый, |
79,66 |
86,76 |
8,9% |
59,7% |
из них рефрижераторных |
— |
11,33 |
— |
13,1% |
порожний |
51,18 |
58,66 |
14,6% |
40,3% |
Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 458,81 тыс. TEU, что на 12,4% превышает показатель января-марта 2016 года (перевалка груженых выросла на 14,2%, порожних — сократилась на 9,1%). Экспортных контейнеров перевалено на 12,3% больше или 456,35 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 13,6% больше). Каботаж вырос на 11,1% до 145,42 тыс. TEU. Транзит сократился на 16,2% до 10,38 тыс. TEU. Он по-прежнему перетекает на границу Китай-Казахстан. Стало дешевле и удобнее. А импорт-экспорт скоро прочувствует прелести Забайкальска, оборот по которому также растет быстрее, чем просто импорт-экспорт в портах.
![]() |
![]() |
Рисунок 17. Доли бассейнов в обороте контейнеров в 1 кв. 2016-17гг
Рефрижераторных контейнеров (груженых) по итогам января-марта перевалено 109,94 тыс. TEU. В том числе, импортная перевалка составила 91,31 тыс. TEU, каботажная — 11,33 тыс. TEU, экспортная — 7,3 тыс. TEU.
![]() |
![]() |
Рисунок 18. Доли направлений в торговле контейнеризированной в общем стивидорном обороте РФ в 1 кв. 2016-17гг
В диаграммах рисунка 18 не должно смущать отсутствие рефоборота в 2016 году. Тогда его еще официально не считали.
Порты Дальневосточного бассейна за отчетный период нарастили перевалку контейнеров на 29,8% до 324,19 тыс. TEU. Контейнерооборот Балтийского бассейна увеличился на 5,2% до 531,53 тыс. TEU, Азово-Черноморского — на 9,3% до 181,41 тыс. TEU, Каспийского — на 16% до 0,74 тыс. TEU. Порты Арктического бассейна сократили перевалку контейнеров на 8,4% до 33,08 тыс. TEU.
Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна составила 49,6%, Дальневосточного — 30,3% совокупного контейнерооборота РФ.
По итогам 2016 года контейнерооборот портов России составил 3,99 млн TEU: экспорт — 1,64 млн TEU, импорт — 1,67 млн TEU, транзит — 0,05 млн TEU, каботаж — 0,64 млн TEU.
Экспорт-Импорт
Груженый импорт вырос на 14,2% до 431 тыс. TEU. Девальвация откатывается. И самый большой рост и в относительных и в абсолютных цифрах — на Дальнем Востоке. На 25,18 тыс. TEU, на 36,8%, до 89,43 тыс. TEU. Здесь само собой не только девальвация, но и новые таможенные каналы. Под шумиху вокруг создания Свободного порта Владивосток, формирование новых административных структур, таможенники продолжают свою жатву на черных и серых каналах. По результатам полугодия станет понятно — если рост продолжится, значит ФТС и его назначенцы победили конъюнктуру. Однако — здесь может быть три пути. Если девальвация продолжит откат, или зафиксируется на уровне 56-60 рублей за доллар, полное оформление не может быть выгодным при соотношении жд-тарифа и океанской ставки. Если курс снова откатится за 60 — ситуация будет выгодна во всех срезах, но импорт в любом случае будет снижаться. Если курс уйдет ниже 55 — то сохранение рост на Дальнем востоке будет означать именно то, что сказано выше — ФТС рулит.
![]() |
![]() |
Рисунок 19. Доли основных бассейнов в груженом импорте в РФ в 1 кв. 2016-17гг
На Балтике импорт вырос только на 8,2%, что есть среднее по рынку. Общий размер рынка достиг 257 тыс. TEU. Рост на 19,44 тыс. TEU за квартал. В азово-черноморском бассейне рост всего на 9,85 тыс. TEU, в процентах на 14,1% — до 80 тыс. TEU. В АЧБ при этом доля рефов 41,28%, на Балтике — 21%, а на Дальнем Востоке — только 4,55%. Причина простая — поставщики на Юге ближе всего. Все эти поставщики в непосредственной близости. На Балтике — ближайшие поставщики под санкциями, да и стоимость их продуктов в несколько раз выше, чем у поставщиков из Северной Африки, Турции, и других. На Дальнем востоке — поставки только под себя — поскольку даже с местным производством (рыбой) никак не удается разобраться в части тарифов (точнее их интерпретации) и в части работы сетевых ритейлеров, чьи наценки убивают любые тарифные скидки.
Максимальный рост на Дальнем востоке и у экспорта — на 13,73 тыс. TEU или на 35%, до почти 53 тыс. TEU. Доля рефов всего 1,2%. Здесь таможня не мешает. Местные производства пиломатериалов, экспортеры из Сибири и Прибайкалья — таможня и тарифы не мешают. Процесс надо поддерживать. Но на все воля курса доллара. Чем он будет выше, желательно за 65 — тем лучше будет процесс. На Балтике оборот экспорта вырос на 10,5 тыс. TEU или на 6,3% — до 177 тыс. TEU. Доля рефов в экспорте на Балтике самая высокая — 3,16%. Как только дорастет до 10% — министру сельского хозяйства можно вешать звезду Героя России — прям на «бриони».
![]() |
![]() |
Рисунок 20. Доли основных бассейнов в груженом экспорте в РФ в 1 кв. 2016-17гг
Груженый экспорт из АЧБ вырос всего на 4,54 тыс. TEU или на 10,3% до 48,6 тыс. TEU.
Еще одним значимым сигналом стабилизации валютной и торговой ситуации является баланс работы с порожняком. Поставки порожняка в импорте (под затарку прям в порту экспортом) снижаются — на 11,36% до 27 тыс. TEU.
Эвакуация порожняка экспортом выросла на 7,35% до 167,64 тыс. TEU. Это плохой рост. Все меньше экспорта в силу курсовых изменений «проходит» по стоимости для собственно экспорта. Чистая нетто-эвакуация выросла на 12% до 140,56 тыс. TEU.
Это чистая недополученная выручка от $70 до 100 млн. За квартал. Если курс будет стабильным или упадет за 56 вниз – то недополученная выручка достигнет $0,5 млрд.
17.04.17 в 18:35 раздел Железная дорога, Исследования, Контейнеры, Логистика, Новости, Рейтинги
Поделиться новостью:
Подписаться на новостную рассылку:
Предыдущие новости раздела:
- Все старые контейнерные исследования с 2005 по 2010 год - бесплатно в одном архиве
- Рефрижераторная логистика - авто и жд в 2016 году готов
- Новый баланс спроса и предложения на подвижной состав: ФГК не пройдет
- "Восток1520" увеличил объем перевозок в I квартале 2017 года в 1,3 раза
- По международному транспортному коридору "Приморье-2" отправлен тестовый контейнер
- Контейнерный отчет за 1 кв. 2017г, ч. 4