Фантомные боли Иноземцева в Форбсе
Автотранспорт | Железная дорога | Контейнеры | Логистика | Новости | Статистика | Июль 04, 2017, 10:29
Смешной колумнист, либеральный экономист, а в последние годы вполне себе посмешище в те неловкие моменты, когда начинает писать по узкоспециальным темам – Вячеслав Иноземцев запостил очередную колонку. На этот раз в хипсторский журнал.
Сразу скажем, что вот лично мы, сторонники тотальной приватизации всего, чего можно. Но вмешиваться сегодня в Трансконтейнер – точнее в его “продажу-непродажу”, не хотим. Согласование и дебаты идут.
Но быть сторонниками продажи чего-либо лишь бы продать, не дожидаясь хорошей цены – не хочется. А вот Иноземцев “стихийный либерал” и его конечно это подводит. Ибо от стихийности до безразличия к деталям – один шаг.
В сегодняшней ситуации, когда контейнерные перевозки на Казахстан стремительно сокращаются, а с Белоруссиейто и дело вспыхивают экономические войны, это решение не выглядит идеальным, но тогда ни Минэкономики, ни Белый Дом не смогли на него повлиять.
“Стремительно сокращаются”? Ах. Даже комментировать нечего – 2\3 транзита идет через Казахстан. И транзит растет на 80-90%.
Первые разговоры о приватизации РЖД начались ещё в 2005-м, потом активизировались в 2012-м (тогда «Росимущество» планировало продать 5% её акций не позднее 2015-го и ещё 20% — не позднее 2017 г.), однако ничего не сдвинулось с места.
Тогда – когда? Первые разговоры о приватизации? В 2005? Как? Компания еще отчетность ни разу годовую не готовила! Какие разговоры?
В сравнении с показателями соответствующих компаний в Европе российские железные дороги выглядят ужасающе. При сопоставимых с европейскими тарифах выручка на одного занятого (в 2015 г. 1,51 трлн. рублей при 809 тыс. работников) оказалась в 7,7 раза ниже, чем в Deutsche Bahn (Є40,5 млрд. при 190 тыс. работников) и в 4,5 раза ниже, чем в SNCF (Є31,4 млрд. при 260 тыс. работников) (согласно официальным отчётам компаний за 2015 г). При этом в грузовых перевозках РЖД делает упор на уголь, нефть, руду, удобрения, песок, щебень и цемент, а также металлургическую продукцию низких уровней передела (эти товары в 2010 году обеспечили 74,7% погрузки в компании).
Ключевое слово – “соответствующих”. Таких компаний, которые бы соответствовали РЖД – в Европе нет. В Китае и США – есть, а в Европе нет. Указанные Иноземцевым компании 85% выручки получают от пассажирского комплекса. Значительная часть денег идет от аренды, торговли контентом, дополнительных сервисов в поездах и на вокзалах. Уровень цен на билеты в Европе значительно превосходит внутрироссийские. А уж говорить – что РЖД делает упор на угле, нефти и прочем – это форменная глупость. Что есть, то и возим, сырьевая таки экономика – о чем недалекий Иноземцев не раз и писал в своих колонках подметных. Еще бы швейцарские ЖД взял с выручкой на сотрудника – там вааще чума.
На любом отрезке пути в 1500 км и меньше везти контейнер на большегрузном автомобиле выгоднее (по совокупности факторов стоимости и транзитного времени), чем по железной дороге. Фактически сейчас РЖД «признало поражение» на коротких дистанциях и продолжает пользоваться своим монопольным положением на «восточном полигоне».
Как вы смели проиграть автотранспорту? Вы должны были держаться. Ну и что, что издержки!? Что вы мне Китаем в морду тычите? Зачем подсовываете статьи бюджета ЕС про спонсирование более экологичных в сравнении с авто, перевозок? Не надо предъявлять специализированный оборот 57 и 63-футовых контейнерах в США. НЕТ – все это фигня – надо тупо конкурировать с авто на коротких расстояниях. Фсе вы врете!
На мой взгляд, оптимальная схема организации российских железных дорог выглядит так, как и любой другой инфраструктурной монополии: она должна владеть самими железнодорожными путями и тем, что обеспечивает движение: от системы электроснабжения до вокзалов. Вагоны, локомотивы, ремонтные службы, склады и терминалы — все эти активы давно должны быть проданы, оптимизированы и начать активно конкурировать за потребителей своих услуг, в том числе и с другими видами транспорта.
Расскажите кто-нибудь ему – вагоны давно все частные, вагоноремонты распроданы, локомотивы дебатируются и в принципе на 15% частные. Склады и терминалы – с максимальными оборотами – частные! Специалист, чо!
Если же реальные шаги в сфере приватизации будут рассматриваться как потенциальные «трагические ошибки», ведущей государственной монополии для того чтобы казаться современной, придётся и далее уповать на услуги имиджмейкеров (за которые, кстати, в ближайшие три года компания намерена заплатить 930 млн рублей …
Вопрос не стоит выеденного яйца – 300 млн. в год, при выручке в 1,5 трлн. Но Иноземцеву расскажем. Есть обязанность публиковать расписания, обязанность публиковать раскрытие информации, есть обязательства перед государством в части участия в выставках и конференциях. Есть в конце-концов реклама. Как это ни странно – но во многих частях своей деятельности – РЖД, хоть и монополия, сталкивается с конкуренцией. И пассажирке, и во многих грузовых перевозках. Но зачем это знать!?
UPD: нам тут напомнили, что конкурс этот отменен. Деньги остались в инвестиционном бюджете. Так что это даже не упоминание о “снятой судимости”, это просто уже даже ложь.
Новости по теме
-
Погрузка на транспорте в Китае в январе-феврале 2024 года выросла на 7,4%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам первых двух месяцев 2024 года составил 7,7 млрд тонн, что на 7,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года
-
«Трансконтейнер» в 2023 году увеличил автоперевозки на 6% до 291 тыс. TEU
Автопарк компании составляет более 100 тягачей и более 200 полуприцепов-контейнеровозов
-
Погрузка на транспорте в Китае в 2023 году выросла на 8%
Объем погрузки на транспорте в Китае по итогам 2023 года составил 54,72 млрд тонн, что на 8% превышает показать 2022 года, когда было погружено порядка 50,6 млрд тонн
Свежие новости
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну