Андрей Нараевский: «Сегодня Россия – уникальный с точки зрения контейнерной логистики рынок»

Директор по развитию Silmar Group Андрей Нараевский в интервью InfraNews рассказал, как его компания «неожиданно» вышла на судоходный рынок и с кем на нем приходится конкурировать, где в России не хватает контейнерной инфраструктуры, а также о том, что такое на самом деле «китайская субсидия» на возврат порожних контейнеров.

«Небольшие иностранные компании получают шанс работать и расти в России»

 

– Какова основная специализация группы компаний Silmar?

 – Группа Silmar создана 20 лет назад. Первый офис был открыт в Испании, откуда мы изначально организовывали экспорт и логистику керамической плитки и сантехники местных производителей на российский рынок. После этого появились офисы в Санкт-Петербурге и других российских портах, а список наших грузов и маршрутов кратно подрос. За прошедшие годы не изменился только наш профиль работы – логистика и международная торговля: мы оказываем услуги по сквозной доставке грузов и управлению транспортными решениями для наших клиентов. Активно работаем на рынках импорта и экспорта отдельных видов продукции. С прошлого года также предлагаем услуги по морской перевозке контейнерных грузов и агентированию международных судоходных линий в российских портах.

– В каких российских портах представлены линии вашей компании?  

Сейчас мы собственными линейными сервисами в России заходим только в порт Новороссийск. На этом направлении работает пять контейнеровозов средней вместимостью 2 тыс. 2,5 тыс. TEU, зафрахтованных нами и нашими партнерами. Наши суда заходят в порты стран Индии и Ближнего Востока.  

Кроме того, на судах линий, которые мы агентируем в России, также осуществляются судозаходы в порты Санкт-Петербург и Владивосток.

– Кто сейчас в числе ваших судоходных партнеров и как вы привлекаете их в Россию?

Сегодня мы работаем с различными иностранными компаниями из дружественных стран: с китайскими, турецкими, индийскими линиями.

У нас, к счастью, нет необходимости привлекать иностранные компании на российский рынок – они сами заинтересованы в выходе на него. Сегодня Россия – уникальный с точки зрения контейнерной логистики рынок, поскольку она существенно изолирована от глобального рынка и в то же время имеет выход к трем морским бассейнам. Соответственно, небольшие иностранные компании получают шанс работать и расти в России, избегая конкуренции с крупными международными операторами.

При этом, здесь вопрос даже не в высокой дополнительной «премии», о которой мы постоянно слышим на рынке, а в относительно свободном для входа рынке, в возможности развиваться и получать пусть и весьма скромную, но устойчивую прибыль от морских перевозок.

А в чем тогда минусы работы на российском рынке в новых условиях?

– Пока трудно найти какие-то минусы работы на российском рынке после начала СВО. Да и те трудности, с которыми мы сегодня сталкиваемся при построении новых маршрутов, не стоят упоминания, поскольку во многом перекрываются плюсами. Так сложилось, что условия, в которых не смогли работать глобальные иностранные перевозчики, отлично подошли относительно небольшим компаниям из дружественных стран. Мы в этих условиях также увидели для себя возможность и неожиданно стали судоходной линией.

– Неожиданно?

– Раньше наша компания работала в так называемой «длинной логистике». Иначе говоря, организовывала доставки больших партий грузов из-за рубежа в Россию, опираясь на сервисы глобальных морских перевозчиков и добавляя к ним услуги таможенного оформления, сухопутную перевозку и складскую логистику. Железнодорожную доставку мы, как и прежде, продолжаем предоставлять посредством нашей дочерней операторской компании «Порт Экспресс», которая оперирует достаточно компактным парком из около 1 тыс. платформ. Складская логистика представлена дочерней компанией «Силмар Логистика», которая управляет несколькими складами в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске.

Становиться судовой линией или агентом до начала СВО мы не планировали: рынок России был уже достаточно сформирован, действовало порядка 20 крупных, преимущественно зарубежных контейнерных линий. У всех этих линий либо уже были свои агенты в российских портах, либо действовали собственные агентские офисы. В марте 2022 года мы оказались в ситуации, когда морские контейнерные перевозки практически полностью остановились. Для выполнения обязательств перед нашими заказчиками нам не оставалось выбора, кроме как собрать команду специалистов, самостоятельно купить контейнеры, зафрахтовать суда и поставить их на направления, которые были нужны нашим клиентам.

– Какой бизнес для вас более доходный – агентский или операторский?

– Здесь трудно сравнивать. Управление судоходной линией достаточно сложный и ресурсоемкий бизнес. Это целый комплекс взаимосвязанных задач – по организации эксплуатации флота, управлению парком контейнеров, развитию сети, взаимодействию с поставщиками, агентами и многое другое. При этом результат работы линии гораздо более инерционен, растянут во времени, чем у агентства.

Агентский бизнес относительно более узкий и цикличный. В моменте он способен давать неплохой доход при использовании относительно небольшого ресурса на растущем рынке, но по мере насыщения рынка, линии создают свои собственные офисы, как это уже было до СВО. В результате агентский бизнес со временем теряет свою актуальность.

 

«Инфраструктуры не хватает практически во всех регионах, куда сместились контейнерные потоки»

 

– Хватает ли в России терминальных мощностей и есть ли у компании планы по покупке или строительству собственных контейнерных терминалов?

– Сегодня ни терминальной сети, ни планов по ее приобретению у нас нет.

Тем не менее, если говорить об обеспеченности российских операторов терминальной инфраструктурой, то ее не хватает практически во всех регионах, куда сместились основные контейнерные потоки после начала СВО. Это и Дальний Восток, и Юг России, где все очень плотно, и спрос на перевозки значительно превысил довоенный уровень. После начала СВО произошло перераспределение грузопотоков из крупных глубоководных портов Северо-Запада в порты менее крупные – Новороссийск и порты Дальнего Востока. Это перераспределение, при сохранении мощностей портов и припортовой инфраструктуры, создало повышенную нагрузку на Юге и Дальнем Востоке.

– Ещё совсем недавно вы работали в компании Maersk. Каковы принципиальные отличия при работе в российской компании?

– Отличия большие! Крупные западные компании совершенно по-другому выстраивают работу на рынке и внутри компании. Иначе говоря, такие устоявшиеся европейские бизнесы, как Maersk, существуют десятилетиями, и в них все достаточно четко регламентировано, систематизировано, отработаны процедуры и разделение труда сотрудников. В подобных структурах, как правило, все подчинено наиболее эффективной и устойчивой работе, стандартизации процессов на глобальном уровне. При этом зачастую возможности для гибкости, адаптации решений к местной специфике, пространство для нестандартного подхода, – сознательно ограничены.

В России сейчас мы находимся в ситуации, когда много приходится делать самим, искать новые решения, строить все почти «с нуля». Отсюда появляется возможность реализовать идеи, которые ранее были невозможны или не востребованы.

– Например?

– Например, создание прямых сервисов между Индией и Китаем и российскими портами на Северо-Западе и на Черном море. Раньше это был некий компромисс, основанный на том, что морская линия должна заходить в порты разных стран, чтобы судно наибольшего размера можно было наполнить грузами разных направлений перевозок. Сейчас, когда мы оказались в «резервации», условия по частоте, скорости, цене фрахта для грузовладельцев за счет фокуса только на российском рынке улучшились, и такие сервисы стали для них более привлекательны.

– Из-за перегруженности Транссиба и дисбаланса экспортно-импортных грузопотоков, в центральной части России скапливается большое количество порожних контейнеров. Говорят, китайские компании начали субсидировать возврат контейнеров в КНР, тогда как российские собственники контейнеров сталкиваются с проблемами их возврата на Дальний Восток под загрузку импортом. Есть ли приемлемое решение этой проблемы?

– Действительно, китайские экспедиторы при отправке своих контейнеров в Россию с импортом собирают с российских получателей так называемый «drop-off» – сбор за сброс порожнего контейнера на станции назначения. Для Москвы сумма обычно варьировалась в диапазоне от 800$ до 1200$ за контейнер.  

Ранее эти экспедиторские контейнеры удавалось более или менее регулярно пристраивать под обратную экспортную загрузку, при этом drop-off в той или иной части составлял дополнительный доход для экспедитора. По мере насыщения рынка собственными контейнерами морских и железнодорожных перевозчиков, а также перераспределения импорта из Санкт-Петербурга на порты Дальнего Востока, изменился баланс порожнего оборудования и доступного для него экспорта внутри страны. Сейчас этот дисбаланс компенсируется владельцами контейнеров, которые доплачивают экспортерам за использование их контейнеров, залежавшихся в депо центральной России. Видимо, это и называется «китайской субсидией», хотя по сути это механизм возврата контейнеров обратно в страну отправления за счет денег, ранее собранных с импортера.  

– Это решило проблему скопления порожняка в центральной части РФ?

– Пока проблема решена не до конца. Приток контейнеров из Китая продолжается, и имеющаяся экспортная грузовая база пока недостаточна для задействования всего объема, заходящего внутрь страны по железной дороге. Тем не менее, уверен, что рыночные механизмы в конечном счете смогут отрегулировать ситуацию и привести её к новому равновесию.

 

«Потенциал традиционных направлений поставок ещё себя не исчерпал»

 

 – Какие основные условия должны сложиться на рынке, чтобы открыть новую морскую линию?

Любой инвестор рассчитывает на возврат вложенных средств. Так же и в морском бизнесе. Открытие морской линии требует серьезных вложений, причем не только финансовых. Необходимо видеть клиентскую базу, готовую обеспечить регулярную и сбалансированную загрузку, нужно понимание конкурентного окружения и будущего потенциала рынка…

– А в цифрах? Под какой процент недозагрузки вы готовы ставить судно на линию?

Вопрос даже не в проценте недозагрузки сервиса. Ведь даже при 100% загрузки линии рейс может не окупиться. В то же время и рейс с загрузкой в 30% может быть прибыльным, если будет достаточно высокий фрахт. Весь вопрос в той ценности, которую создает для клиентов новая линия, и за которую он готов платить.

– И как же себя сегодня ведут ставки фрахта? Мы видим, что в последнее время они просели практически по всем направлениям.

Да, они действительно снижались до последнего времени, но сейчас ситуация выравнивается. По крайней мере «в среднем по больнице» мы видим, что те игроки, которые сейчас есть на рынке, менее готовы к дальнейшей ценовой войне. Иначе говоря, участники рынка приходят к мысли о том, что дальнейшая «игра на понижение» может закончиться уходом с рынка тех или иных участников. Как результат, на рынке начинает просматриваться стабилизация предложения.

Так, на отдельных направлениях заметен рост ставок на экспорт вместе с нехваткой места на судах. В импорте тоже есть признаки восстановления спроса.

– Какие прогнозы вы бы дали по российскому рынку в целом?

– Делать прогнозы в наше время – особенно неблагодарное дело. Опираясь на опыт прошлого года, мы видим, что рынок оперативно отреагировал на внешние вызовы и успешно встроился в новые реалии. Поэтому можно ожидать, что дальше все будет зависеть от динамики экономики России. Одно можно сказать точно: рынок к этим изменениям готов.

­– Каковы дальнейшие планы по масштабированию сети маршрутов? Смотрите ли вы на такие маршруты, как Северный морской путь? Maersk, в свое время тестировала этот маршрут…

История с контейнерными перевозками по СМП активно развивается в последние несколько лет. Тем не менее, мы считаем, что потенциал традиционных направлений поставок ещё себя не до конца исчерпал. Огромный плюс в том, что перевозка контейнеров по СМП технически возможна. Но в нынешних реалиях мы также понимаем, что те направления, которые созданы за последние 30 лет и скорректированы за полтора года с начала СВО, сейчас все ещё более эффективны.

Если традиционные варианты доставки в какой-то момент закроются или достигнут своего пика развития, то СМП «выстрелит». И как показал прошлый год, при технической готовности маршрута, много времени для этого не потребуется. В ситуации, когда с рынка ушло 90% перевозчиков, линии на основных направлениях были перезапущены в какие-то считанные месяцы. Это говорит о высоком уровне зрелости как отдельных линейных компаний, так и всей отрасли в целом. Поэтому уверен, что России под силу решить и более сложные логистические задачи. Всему свое время.  

Беседовала Анастасия Баранец

InfraNews

Новости по теме


  • Алмас Абайдельдинов: «Аппетит к риску у нас всегда присутствует»

    Генеральный директор казахстанской компании «Исткомтранс» Алмас Абайдельдинов в интервью InfraNews рассказал о специфике контейнерных перевозок в Казахстане, о планах инвестировать в терминальную инфраструктуру, а также о том, почему не стоит контейнеризировать «все и вся»

    24 октября, 2024, 00:01
  • Максим Скатов: «Мы готовы работать с любым грузом»

    Генеральный директор «Калининградского морского торгового порта» (КМТП) Максим Скатов в интервью InfraNews рассказал о том, зачем нужна контейнеризация грузопотоков на Балтике, почему работники рады возвращению порта в государственную собственность, а также о конкуренции между стивидорами Калининграда

    21 октября, 2024, 16:15
  • Павел Ковальчук: «Нам важно поддерживать и улучшать свой уровень сервиса»

    Владелец и генеральный директор компании-оператора рефконтейнерных перевозок «Полярная звезда» Павел Ковальчук в интервью InfraNews рассказал о текущих проблемах перевозок скоропортящихся грузов по железной дороге, перспективах рефперевозок по Северному морскому пути, а также о том, каких изменений для отрасли компания добивается в РЖД и Минтрансе.

    10 сентября, 2024, 00:00

Свежие новости