Андрей Нараевский: «Сегодня Россия – уникальный с точки зрения контейнерной логистики рынок»
Интервью | Контейнеры | Логистика | Море | Сюжеты | Октябрь 10, 2023, 8:03
Директор по развитию Silmar Group Андрей Нараевский в интервью InfraNews рассказал, как его компания «неожиданно» вышла на судоходный рынок и с кем на нем приходится конкурировать, где в России не хватает контейнерной инфраструктуры, а также о том, что такое на самом деле «китайская субсидия» на возврат порожних контейнеров.
«Небольшие иностранные компании получают шанс работать и расти в России»
– Какова основная специализация группы компаний Silmar?
– Группа Silmar создана 20 лет назад. Первый офис был открыт в Испании, откуда мы изначально организовывали экспорт и логистику керамической плитки и сантехники местных производителей на российский рынок. После этого появились офисы в Санкт-Петербурге и других российских портах, а список наших грузов и маршрутов кратно подрос. За прошедшие годы не изменился только наш профиль работы – логистика и международная торговля: мы оказываем услуги по сквозной доставке грузов и управлению транспортными решениями для наших клиентов. Активно работаем на рынках импорта и экспорта отдельных видов продукции. С прошлого года также предлагаем услуги по морской перевозке контейнерных грузов и агентированию международных судоходных линий в российских портах.
– В каких российских портах представлены линии вашей компании?
– Сейчас мы собственными линейными сервисами в России заходим только в порт Новороссийск. На этом направлении работает пять контейнеровозов средней вместимостью 2 тыс. – 2,5 тыс. TEU, зафрахтованных нами и нашими партнерами. Наши суда заходят в порты стран Индии и Ближнего Востока.
Кроме того, на судах линий, которые мы агентируем в России, также осуществляются судозаходы в порты Санкт-Петербург и Владивосток.
– Кто сейчас в числе ваших судоходных партнеров и как вы привлекаете их в Россию?
– Сегодня мы работаем с различными иностранными компаниями из дружественных стран: с китайскими, турецкими, индийскими линиями.
У нас, к счастью, нет необходимости привлекать иностранные компании на российский рынок – они сами заинтересованы в выходе на него. Сегодня Россия – уникальный с точки зрения контейнерной логистики рынок, поскольку она существенно изолирована от глобального рынка и в то же время имеет выход к трем морским бассейнам. Соответственно, небольшие иностранные компании получают шанс работать и расти в России, избегая конкуренции с крупными международными операторами.
При этом, здесь вопрос даже не в высокой дополнительной «премии», о которой мы постоянно слышим на рынке, а в относительно свободном для входа рынке, в возможности развиваться и получать пусть и весьма скромную, но устойчивую прибыль от морских перевозок.
– А в чем тогда минусы работы на российском рынке в новых условиях?
– Пока трудно найти какие-то минусы работы на российском рынке после начала СВО. Да и те трудности, с которыми мы сегодня сталкиваемся при построении новых маршрутов, не стоят упоминания, поскольку во многом перекрываются плюсами. Так сложилось, что условия, в которых не смогли работать глобальные иностранные перевозчики, отлично подошли относительно небольшим компаниям из дружественных стран. Мы в этих условиях также увидели для себя возможность и неожиданно стали судоходной линией.
– Неожиданно?
– Раньше наша компания работала в так называемой «длинной логистике». Иначе говоря, организовывала доставки больших партий грузов из-за рубежа в Россию, опираясь на сервисы глобальных морских перевозчиков и добавляя к ним услуги таможенного оформления, сухопутную перевозку и складскую логистику. Железнодорожную доставку мы, как и прежде, продолжаем предоставлять посредством нашей дочерней операторской компании «Порт Экспресс», которая оперирует достаточно компактным парком из около 1 тыс. платформ. Складская логистика представлена дочерней компанией «Силмар Логистика», которая управляет несколькими складами в Москве, Санкт-Петербурге и Новороссийске.
Становиться судовой линией или агентом до начала СВО мы не планировали: рынок России был уже достаточно сформирован, действовало порядка 20 крупных, преимущественно зарубежных контейнерных линий. У всех этих линий либо уже были свои агенты в российских портах, либо действовали собственные агентские офисы. В марте 2022 года мы оказались в ситуации, когда морские контейнерные перевозки практически полностью остановились. Для выполнения обязательств перед нашими заказчиками нам не оставалось выбора, кроме как собрать команду специалистов, самостоятельно купить контейнеры, зафрахтовать суда и поставить их на направления, которые были нужны нашим клиентам.
– Какой бизнес для вас более доходный – агентский или операторский?
– Здесь трудно сравнивать. Управление судоходной линией достаточно сложный и ресурсоемкий бизнес. Это целый комплекс взаимосвязанных задач – по организации эксплуатации флота, управлению парком контейнеров, развитию сети, взаимодействию с поставщиками, агентами и многое другое. При этом результат работы линии гораздо более инерционен, растянут во времени, чем у агентства.
Агентский бизнес относительно более узкий и цикличный. В моменте он способен давать неплохой доход при использовании относительно небольшого ресурса на растущем рынке, но по мере насыщения рынка, линии создают свои собственные офисы, как это уже было до СВО. В результате агентский бизнес со временем теряет свою актуальность.
«Инфраструктуры не хватает практически во всех регионах, куда сместились контейнерные потоки»
– Хватает ли в России терминальных мощностей и есть ли у компании планы по покупке или строительству собственных контейнерных терминалов?
– Сегодня ни терминальной сети, ни планов по ее приобретению у нас нет.
Тем не менее, если говорить об обеспеченности российских операторов терминальной инфраструктурой, то ее не хватает практически во всех регионах, куда сместились основные контейнерные потоки после начала СВО. Это и Дальний Восток, и Юг России, где все очень плотно, и спрос на перевозки значительно превысил довоенный уровень. После начала СВО произошло перераспределение грузопотоков из крупных глубоководных портов Северо-Запада в порты менее крупные – Новороссийск и порты Дальнего Востока. Это перераспределение, при сохранении мощностей портов и припортовой инфраструктуры, создало повышенную нагрузку на Юге и Дальнем Востоке.
– Ещё совсем недавно вы работали в компании Maersk. Каковы принципиальные отличия при работе в российской компании?
– Отличия большие! Крупные западные компании совершенно по-другому выстраивают работу на рынке и внутри компании. Иначе говоря, такие устоявшиеся европейские бизнесы, как Maersk, существуют десятилетиями, и в них все достаточно четко регламентировано, систематизировано, отработаны процедуры и разделение труда сотрудников. В подобных структурах, как правило, все подчинено наиболее эффективной и устойчивой работе, стандартизации процессов на глобальном уровне. При этом зачастую возможности для гибкости, адаптации решений к местной специфике, пространство для нестандартного подхода, – сознательно ограничены.
В России сейчас мы находимся в ситуации, когда много приходится делать самим, искать новые решения, строить все почти «с нуля». Отсюда появляется возможность реализовать идеи, которые ранее были невозможны или не востребованы.
– Например?
– Например, создание прямых сервисов между Индией и Китаем и российскими портами на Северо-Западе и на Черном море. Раньше это был некий компромисс, основанный на том, что морская линия должна заходить в порты разных стран, чтобы судно наибольшего размера можно было наполнить грузами разных направлений перевозок. Сейчас, когда мы оказались в «резервации», условия по частоте, скорости, цене фрахта для грузовладельцев за счет фокуса только на российском рынке улучшились, и такие сервисы стали для них более привлекательны.
– Из-за перегруженности Транссиба и дисбаланса экспортно-импортных грузопотоков, в центральной части России скапливается большое количество порожних контейнеров. Говорят, китайские компании начали субсидировать возврат контейнеров в КНР, тогда как российские собственники контейнеров сталкиваются с проблемами их возврата на Дальний Восток под загрузку импортом. Есть ли приемлемое решение этой проблемы?
– Действительно, китайские экспедиторы при отправке своих контейнеров в Россию с импортом собирают с российских получателей так называемый «drop-off» – сбор за сброс порожнего контейнера на станции назначения. Для Москвы сумма обычно варьировалась в диапазоне от 800$ до 1200$ за контейнер.
Ранее эти экспедиторские контейнеры удавалось более или менее регулярно пристраивать под обратную экспортную загрузку, при этом drop-off в той или иной части составлял дополнительный доход для экспедитора. По мере насыщения рынка собственными контейнерами морских и железнодорожных перевозчиков, а также перераспределения импорта из Санкт-Петербурга на порты Дальнего Востока, изменился баланс порожнего оборудования и доступного для него экспорта внутри страны. Сейчас этот дисбаланс компенсируется владельцами контейнеров, которые доплачивают экспортерам за использование их контейнеров, залежавшихся в депо центральной России. Видимо, это и называется «китайской субсидией», хотя по сути это механизм возврата контейнеров обратно в страну отправления за счет денег, ранее собранных с импортера.
– Это решило проблему скопления порожняка в центральной части РФ?
– Пока проблема решена не до конца. Приток контейнеров из Китая продолжается, и имеющаяся экспортная грузовая база пока недостаточна для задействования всего объема, заходящего внутрь страны по железной дороге. Тем не менее, уверен, что рыночные механизмы в конечном счете смогут отрегулировать ситуацию и привести её к новому равновесию.
«Потенциал традиционных направлений поставок ещё себя не исчерпал»
– Какие основные условия должны сложиться на рынке, чтобы открыть новую морскую линию?
– Любой инвестор рассчитывает на возврат вложенных средств. Так же и в морском бизнесе. Открытие морской линии требует серьезных вложений, причем не только финансовых. Необходимо видеть клиентскую базу, готовую обеспечить регулярную и сбалансированную загрузку, нужно понимание конкурентного окружения и будущего потенциала рынка…
– А в цифрах? Под какой процент недозагрузки вы готовы ставить судно на линию?
– Вопрос даже не в проценте недозагрузки сервиса. Ведь даже при 100% загрузки линии рейс может не окупиться. В то же время и рейс с загрузкой в 30% может быть прибыльным, если будет достаточно высокий фрахт. Весь вопрос в той ценности, которую создает для клиентов новая линия, и за которую он готов платить.
– И как же себя сегодня ведут ставки фрахта? Мы видим, что в последнее время они просели практически по всем направлениям.
– Да, они действительно снижались до последнего времени, но сейчас ситуация выравнивается. По крайней мере «в среднем по больнице» мы видим, что те игроки, которые сейчас есть на рынке, менее готовы к дальнейшей ценовой войне. Иначе говоря, участники рынка приходят к мысли о том, что дальнейшая «игра на понижение» может закончиться уходом с рынка тех или иных участников. Как результат, на рынке начинает просматриваться стабилизация предложения.
Так, на отдельных направлениях заметен рост ставок на экспорт вместе с нехваткой места на судах. В импорте тоже есть признаки восстановления спроса.
– Какие прогнозы вы бы дали по российскому рынку в целом?
– Делать прогнозы в наше время – особенно неблагодарное дело. Опираясь на опыт прошлого года, мы видим, что рынок оперативно отреагировал на внешние вызовы и успешно встроился в новые реалии. Поэтому можно ожидать, что дальше все будет зависеть от динамики экономики России. Одно можно сказать точно: рынок к этим изменениям готов.
– Каковы дальнейшие планы по масштабированию сети маршрутов? Смотрите ли вы на такие маршруты, как Северный морской путь? Maersk, в свое время тестировала этот маршрут…
– История с контейнерными перевозками по СМП активно развивается в последние несколько лет. Тем не менее, мы считаем, что потенциал традиционных направлений поставок ещё себя не до конца исчерпал. Огромный плюс в том, что перевозка контейнеров по СМП технически возможна. Но в нынешних реалиях мы также понимаем, что те направления, которые созданы за последние 30 лет и скорректированы за полтора года с начала СВО, сейчас все ещё более эффективны.
Если традиционные варианты доставки в какой-то момент закроются или достигнут своего пика развития, то СМП «выстрелит». И как показал прошлый год, при технической готовности маршрута, много времени для этого не потребуется. В ситуации, когда с рынка ушло 90% перевозчиков, линии на основных направлениях были перезапущены в какие-то считанные месяцы. Это говорит о высоком уровне зрелости как отдельных линейных компаний, так и всей отрасли в целом. Поэтому уверен, что России под силу решить и более сложные логистические задачи. Всему свое время.
Беседовала Анастасия Баранец
Новости по теме
-
Алмас Абайдельдинов: «Аппетит к риску у нас всегда присутствует»
Генеральный директор казахстанской компании «Исткомтранс» Алмас Абайдельдинов в интервью InfraNews рассказал о специфике контейнерных перевозок в Казахстане, о планах инвестировать в терминальную инфраструктуру, а также о том, почему не стоит контейнеризировать «все и вся»
-
Максим Скатов: «Мы готовы работать с любым грузом»
Генеральный директор «Калининградского морского торгового порта» (КМТП) Максим Скатов в интервью InfraNews рассказал о том, зачем нужна контейнеризация грузопотоков на Балтике, почему работники рады возвращению порта в государственную собственность, а также о конкуренции между стивидорами Калининграда
-
Павел Ковальчук: «Нам важно поддерживать и улучшать свой уровень сервиса»
Владелец и генеральный директор компании-оператора рефконтейнерных перевозок «Полярная звезда» Павел Ковальчук в интервью InfraNews рассказал о текущих проблемах перевозок скоропортящихся грузов по железной дороге, перспективах рефперевозок по Северному морскому пути, а также о том, каких изменений для отрасли компания добивается в РЖД и Минтрансе.
Свежие новости
-
Товарооборот России и Китая за 10 месяцев 2024 года вырос на 3%
Импорт второй месяц подряд на пике
-
FESCO исключила судозаход в Стамбул на линии из Китая в Новороссийск
Сервис обслуживается контейнеровозом из флота группы вместимостью 1 660 TEU
-
Китай переориентирует перевозки аккумуляторов на железнодорожный транспорт
Расширение использования железнодорожного транспорта в перевозках продукции корпорации призвано сократить расходы и снизить себестоимость
-
Гамбургу не удается воспользоваться благоприятными рыночными условиями на рынке контейнерных перевозок
Оборот порта примерно соответствует прошлогодним показателям
-
«Петролеспорт» впервые обработал балкер вместимостью 38 тыс. тонн
Судно доставило в Россию из Китая различные генеральные грузы, в том числе промышленное оборудование, рулонную сталь, металлоконструкции