За 4 года расходы на транспортировку готовых автомобилей выросли в 1,5 раза

Автотранспорт | Логистика | Март 07, 2023, 20:03

Логистические затраты, связанные с транспортировкой готовых автомобилей в Европе, за четыре года с 2019 до октября 2022 увеличились более чем в 1,5 раза. К такому выводу пришли авторы исследования FVL Cost Index, опубликованного на этой неделе Европейской ассоциацией автомобильной логистики (ECG) и PwC Austria Advisory Services.

Согласно отчету, в значительной мере такой резкий рост индекса был обусловлен резким ростом стоимости морских перевозок автомобилей: расходы европейских грузоотправителей в этом сегменте более чем удвоились за отчетный период. Расходы на автомобильные перевозки увеличились на треть, железнодорожные – на четверть, стоимость портовой и складской логистики – т.е. на стыках, обеспечивающих транзит груза с одного вида транспорта на другой – подорожала более чем на 20%.

Согласно индексу, расходы европейских грузоотправителей, связанные с морскими перевозками, выросли за период с начала 2019 по октябрь 2022 на 113,7%. Основными факторами, обусловившими такое стремительное подорожание, стал рост ставок тайм-чартера специализированных судов и стоимости строительства новых. В третьем квартале 2022 стоимость годовой аренды автомобилевоза вместимостью 6,5 условных автомобилей (CEU) достигла 90 тыс. долларов США в сутки – это более чем в 6 раз больше, чем в начале 2019. Стоимость строительства судна вместимостью 7 тыс. CEU увеличилась за этот период примерно на 40%. Также заметно сказался рост цен на бункерное топливо.

На втором месте по динамике прироста затрат находится сегмент автомобильной логистики: затраты на автомобильные перевозки готовых автомобилей увеличились за отчетный период на 32,8%. При этом для этого сегмента характерен самый большой разброс значений индекса между различными европейскими странами. Наиболее значительно расходы на автологистику выросли в Германии (+39,5%), за ней следуют Польша (+35,3%) и Великобритания (+33,0%). Минимальный прирост (+21,5%) в Италии.

В первую очередь, подорожание автологистики обусловлено ростом цен на топливо. В среднем по восьми странам стоимость топлива увеличилась за почти четыре года отчетного периода на 40,6%. Сильнее всего (на 64%) дизель подорожал в Германии, наименьший прирост – на 20% – во Франции. Также авторы отчета отмечают влияние фактора увеличения стоимости труда. Согласно индексу, за период с начала 2019 по осень 2022 зарплаты водителей грузовиков в Польше выросли на 33,8%, во Франции — на 10,4%, в Испании — на 4,3%. Еще одним фактором является нехватка водителей. Согласно исследованию Международного союза автомобильного транспорта (IRU), доля незаполненных вакансий водителей грузовиков в Европе за два года с 2020 по 2022 удвоилась. Это отчасти стало следствием Brexit’а: после выхода Великобритании из состава ЕС около 20 тыс. европейских водителей покинули страну из-за отсутствия разрешения на работу.

Затраты клиентов европейской логистической индустрии в сфере железнодорожной логистики готовых автомобилей выросли с начала 2019 по октябрь 2022 на 24,2%. Лидером по темпам прироста также стала Германия (+29,9%), меньше всего затраты выросли в Италии (+16,9%). Несмотря на то, что 57% европейской железнодорожной сети электрифицировано, а в грузообороте на электрифицированные железные дороги приходится почти 80%, авторы исследования также объясняют рост затрат в этом сегменте резким подорожанием топлива. Самый низкий процент электрификации железных дорог в Великобритании — всего 38% совокупной протяженности сети. В Германии он составляет 61%.

Расходы на складскую и портовую логистику готовых автомобилей в Европе выросли за отчетный период на 21,4%, в основном, вследствие увеличения стоимости аренды и покупки земли, а также роста тарифов на коммунальные услуги в условиях энергетического кризиса в Европе.

Новости по теме


Свежие новости