Логистика в бумажной отрасли сменила тренды

Западные санкции, введенные после начала специальной военной операции России на Украине, привели к кардинальным изменениям в объемах и направлениях перевозок бумажной продукции.

На протяжении нескольких лет экспорт бумаги и картона из России стабильно увеличивался, но начиная с марта 2022 года начал стремительно снижаться: по данным InfraNews, объемы перевозок бумаги в контейнерах за рубеж в третьем квартале упали почти на 10% к уровню прошлого года до 55,9 тыс. TEU, а в четвертом квартале рухнули на 35,5% до 44,9 тыс. TEU. По итогам всего 2022 года экспорт бумажной продукции снизился на 10% до 237,9 тыс. TEU.

Одновременно с этим начиная со второго квартала прошлого года резко начал расти импорт бумаги. Всего в 2022 году Россия ввезла 38,7 тыс. TEU импортной бумажной продукции, что более чем в 2,2 раза больше, чем годом ранее. Значительно (на 31,8%) выросли и внутренние перевозки бумаги в контейнерах – до 63,7 тыс. TEU против 48,3 тыс. TEU в 2021 году, следует из материалов InfraNews. Все подробности в Контейнерном отчете за 2022 год.

photo_2023-02-01_18-09-46

Экспортные и импортные перевозки бумаги в контейнерах по сети РЖД (в TEU)

Стремительное снижение экспорта бумаги связано, прежде всего, с нехваткой химикатов, необходимых производителям для отбеливания целлюлозы. Традиционно поставщиками этого сырья выступали Финляндия, Германия, Польша и Китай, но на фоне антироссийских санкций европейские поставщики прекратили отгрузки в Россию. В связи с этим целый ряд отечественных производителей столкнулись с проблемами, а, например, крупнейший в Санкт-Петербурге Светогорский ЦБК в марте прошлого года на две недели приостановил свою работу.

Тогда же проблема доставки необходимых компонентов для производства бумаги обсуждалась с участниками рынка на совещании у генерального директора РЖД Олега Белозерова. Рассматривались два варианта: наладить их поставки из Турции, стран Юго-Восточной Азии и Индии или организовать собственное производство химикатов. Однако, по словам участников рынка, второй вариант был признан нецелесообразным ввиду слишком длинных сроков строительства новых заводов и окупаемости инвестиций. В итоге РЖД предложило организовать ускоренные маршрутные поезда с требуемыми бумажной промышленностью химикатами, прежде всего из Китая.

Между тем, поставки компонентов для производства бумаги в России не решают все проблемы отрасли. Так, например, российские потребители традиционно зависели от поставок мелованной бумаги из Европы. По данным Союза предприятий печатной индустрии объём европейского импорта в Россию в этом сегменте составлял от 70% до 80%, около половины всех поставок обеспечивала Финляндия, значительная доля приходилась на Германию и Китай.

Для обеспечения внутреннего рынка российские логистические компании начали увеличивать долю импорта бумаги из Китая и перестраивать логистику. Так, например, в октябре 2022 года АО «РЖД Бизнес Актив» совместно с АО «Терминал Астафьева» организовали новый мультимодальный сервис для перевозки бумаги и картона из китайского порта Рижао в Россию: объем первой поставки из Находки в Санкт-Петербург составил 122 контейнера.

К решению проблемы бумажной отрасли подключились и российские министерства. В апреле прошлого года по инициативе Минцифры России Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) внесла бумагу и картон в перечень товаров критического импорта, установив нулевые таможенные пошлины на их ввоз на полгода. В октябре ЕЭК продлила действие механизма на очередной полугодовой срок до марта 2023 года.

Перестроить логистику поставок пришлось и экспортёрам бумажной продукции. Традиционно основной экспортный поток российской бумаги направлялся в адрес порта Санкт-Петербург, однако на фоне санкционного давления этот крупнейшей транспортный узел практически полностью прекратил экспортные контейнерные отправки. В результате грузопоток распределился на оставшиеся маршруты: порт Новороссийск, сухопутные пограничные переходы и порты Дальнего Востока.

Анастасия Баранец

Новости по теме


Свежие новости