Что и где остановит рост ставок на перевозки СПГ этой зимой?

Каков верхний предел фрахтовых ставок на спотовом рынке морских перевозок? Теоретически, фрахт может дорожать до тех пор, пока груз не подорожает настолько, что его перестанут покупать. Осенью 2019 и весной 2020 рынок нефтяных танкеров достиг потолка, во втором полугодии 2021 побили все рекорды ставки на контейнерные перевозки. Похоже, что этой зимой настанет очередь СПГ-танкеров, пишет American Shipper со ссылкой на отчет Pareto.

По прогнозам аналитика Pareto Эйрика Хаавальдсена, средние ставки чартера СПГ танкеров в четвертом квартале превысят миллион долларов США в сутки, а данные о последних чартерных сделках свидетельствуют о том, что рынок уже на полпути к этим вершинам.

По данным Clarksons Securities, средняя стоимость аренды наиболее эффективных газовозов с двухтактным двигателем (MEGI/XDF) в начале этой недели составляла 313 тыс. долларов США в сутки. Ориентировочные ставки аренды танкера с 3-топливной дизель-электрической установкой TFDE составляют 277 тыс. долларов США в сутки.

При этом аналитик Clarksons Securities Фроде Мёркедал отмечает, что в текущих рыночных условиях судовладельцы могут требовать оплаты не только за круговой рейс, но и за рейс при подаче судна под загрузку. В результате их доходы могут достигать 500 тыс. долларов США в сутки.

Даже без оплаты трех концов чертерные ставки уже приближаются к половине миллиона. S&P Global Commodity Insights сообщило American Shipper, что на прошлой неделе Shell арендовала газовоз Yiannis для внутриатлантического рейса по ставке 400 тыс. долларов США в сутки, а индийская GAIL забронировала на начало ноября танкер Schneeweisschen по ставке 360 тыс. долларов США в сутки.

В последние две зимы ставки чартера СПГ танкеров иногда доходили до 300 тыс. долларов в сутки. Но текущая ситуация на рынке беспрецедентна. Россия – до недавнего времени крупнейший в мире экспортер газа — перекрыла поставки в Германию, а на прошлой неделе были выведены из строя два подводных газопровода в Европе, проложенные по дну Балтики.

Между тем количество доступных для операций на спотовом рынке СПГ танкеров чрезвычайно ограничено. Почти весь мировой флот находится под долгосрочными контрактами. В прошлом году часть судов выводилась на спотовый рынок, чтобы заработать на высоких спотовых ставках. В этом году заработки на самом грузе не сопоставимы с доходами от фрахта и потому предложение тоннажа на спотовом рынке остродефицитно.

По словам Мёркедала, «фрахтователи не сдают суда в субаренду из-за исключительно высокой прибыли от купли/продажи груза, что делает наличие судна наготове более прибыльным, чем сдача его в субаренду на спотовом рынке».

Также все большая доля тоннажа задействуется для использования в качестве плавучих хранилищ.

Как объясняет Мёркедал, на рынке возникла ситуация контанго: цены на поставки в период с начала октября до конца ноября значительно ниже фьючерсов на более отдаленное будущее. Это породило огромный спрос на использование танкеров в качестве плавучих хранилищ. В результате большое количество груженых газовозов сейчас простаивают у берегов южной Европы.

04.10.22 в 16:59 раздел Логистика, Новости

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: