Российско-украинский конфликт болезненно скажется на рынке рефперевозок – Drewry

Конфликт в Восточной Европе может привести к серьезным сбоям в работе индустрии рефрижераторных перевозок, так как Россия является одним из ключевых рынков, как для рефрижераторного импорта, так и для экспорта, пишет ТАСС со ссылкой на Drewry.

По оценкам аналитика, на долю России и Украины приходится около 4,5% совокупного годового объема морских рефрижераторных перевозок. Любые перебои в торговле повлекут за собой серьезные последствия для грузовладельцев, контейнерных перевозчиков и операторов специализированных рефрижераторных судов.

Россия в 2021 импортировала морем около 4 млн тонн скоропортящихся продуктов, 40% этого объема составили бананы. Основной объем поставок бананов идет из Эквадора, меньший – из стран Центральной Америки. По оценкам Drewry, около 50% поставок бананов в Россию осуществляется в контейнерах, т.е. в среднем в страну импортируется примерно 600 40-футовых рефрижераторных контейнеров в неделю, остальная часть поставок осуществляется специализированными рефрижераторными судами – в среднем два рейса в неделю. Как правило, большая часть поставок приходится на первое полугодие.

Если эта торговля прекратится или сократятся ее объемы, возникнет избыток оборудования и мощностей, что в краткосрочной перспективе решит проблему дефицита мощностей на рынке. Однако скажутся негативные последствия для экспортеров фруктов: традиционные рынки окажутся перенасыщены, цены начнут снижаться. Также аналитик отмечает риски, связанные с оплатой фрахта и груза, который уже находится в пути.

Основной объем поставок лиственных овощей в Россию идет из Чили, Перу и Аргентины. Все эти страны как раз находятся на пике экспортного сезона. Сезон экспорта цитрусовых из Марокко заканчивается, с мая начинается сезон в Южной Африке и Аргентине.

Бразилия является крупным поставщиком мяса в Россию, годовой объем поставок Drewry оценивает в 325 тыс. тонн.

Прямые поставки бананов в Украину составляют примерно 250 тыс. тонн в год, импорт цитрусовых и лиственных овощей в основном идет из более близких стран, прежде всего, из Египта и Турции. Линейные перевозки в Черном море прекращены, доставка уже отправленных грузов стало серьезной логистической проблемой.

Но трамповые перевозки, в том числе на специализированных рефрижераторных судах, являются очень гибким видом транспорта, который легко адаптируется. Если спрос на поставки сохранится, но предложение будет ограничиваться нежеланием контейнерных перевозчиков обслуживать регион из-за военных рисков, для операторов специализированных рефрижераторных судов откроются новые возможности.

На экспорт Россия отправляет около 1,4 млн тонн морепродуктов в год. В основном это уловы в водах Охотского моря, которые сразу в море перегружаются на рефрижераторные суда, как правило, работающие под российским флагом, и отправляются в Китай для переработки и последующего реэкспорта. Drewry полагает, что этой торговле ничего не угрожает, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Вероятность ограничений на операции судов под Российским флагом в Китае аналитик считает весьма маловероятной.

Таким образом, Drewry прогнозирует резкое сокращение спроса на доставку рефимпорта в Россию и Украину, и сохранение экспорта.

image

Новости по теме


Свежие новости