Долгосрочный фрахтовый контейнерный индекс Xeneta вырос за год на 90%

Контейнеры | Логистика | Море | Новости | Октябрь 01, 2021, 16:07

Ситуация в индустрии морских контейнерных перевозок остается очень сложной, запредельно высокие ставки дестабилизируют рынок, пишет Xeneta. Как сообщает ТАСС, долгосрочный фрахтовый контейнерный индекс Xeneta Long-Term XSI вырос за сентябрь на 3,2%. Месяцем ранее значение индекса увеличилось на 2,2%, а в июле был скачок на 28,1%. По сравнению с уровнем конца сентября прошлого года индекс почти удвоился – +91,5%.

В региональном разрезе значение субиндекса XSI для европейского импорта выросло за сентябрь на 3,9%, за год с конца сентября 2020 года – на 132,5%, за период с начала года – на 129,2%. Индекс для экспорта также увеличился в прошлом месяце: +1,3% м/м, +51,7% г/г и +50,8% с начала года. Xeneta также отмечает, что, разрыв между значениями импортного и экспортного индекса, сократившийся в июле до 14,5%, вновь увеличился до 46,8%.

Индекс XSI для импорта в Азию снизился в прошлом месяце, впервые за полгода, лишь на 0,7%, однако по-прежнему в полтора раза превышает уровень годом ранее. Индекс для экспорта из Азии вырос за сентябрь на 5,1%, за год на 126,8%, с начала года – на 113,6%.

Индекс для импорта в США в сентябре подрос, но всего на 0,6%. Хотя темпы роста в последние месяцы замедлились, значение субиндекса превышает прошлогодний показатель на 67,3%, начала года – на 64,4%. Экспортный индекс также увеличился за месяц на 0,6%. Значение этого субиндекса выросло третий месяц подряд, однако за год рост составляет относительно скромные 20,7% и 19,9% за 9 месяцев с начала года.

Комментируя динамику ставок, глава  Xeneta Патрик Берглунд отмечает, что рекордные уровни обусловлены наложением операционных проблем, связанных с COVID-19, на заторы в портах, высокий спрос и предельные нагрузки на мощности. “Глобальная индустрия управления цепочками поставок находится под огромным давлением, и у отчаявшихся грузоотправителей нет иного выбора, кроме как платить, чтобы гарантировать поставки или, по крайней мере, попытаться это сделать […]. Это сумасшедший рынок”.

Берглунд отмечает, что, с одной стороны, эта ситуация крайне выгодна для перевозчиков. Например, Maersk недавно повысил прогноз по своей операционной прибыли с 8,5-10,5 млрд долларов США до 22-23 млрд долларов США. С другой стороны, в стремлении восстановить контроль над своим бизнесом грузоотправители начинают активно пересматривать свои стратегии. Целый ряд крупных ритейлеров заявил о решении начать самостоятельно фрахтовать суда, чтобы гарантировать поставки и хотя бы отчасти вернуть себе контроль над расходами. Очевидно, что это ситуативное решение грузовладельцев не желающих оставаться в заложниках, вопрос в том, откажутся ли они от этой практики, когда все наладится, и как быстро.

Так или иначе, пока ситуация благоприятствует перевозчикам: до ввода в строй нового заказанного тоннажа еще довольно далеко, а спрос в этом году, по прогнозам, вырастет на 7-8%. В этих условиях  операторы стремятся зафиксировать ставки на высоком уровне, заманивая клиентов в долгосрочные контракты (у Maersk на них сейчас приходится уже 60% всех перевозок). Некоторые линии предлагают даже многолетние контракты, бонусами к которым идут бóльшие гарантии.

Берглунд отмечает, что знаковым событием стало недавнее объявление решения CMA CGM отказаться от дальнейшего увеличения ставок. Это решение означает осознание перевозчиками необходимости изменения ситуации. Глава Xeneta уверен, что столь высокие уровни прибыли операторов нежизнеспособны и не отвечают долгосрочным интересам самих перевозчиков. Они толкают рынок к изменению статус-кво, открывая возможности для выхода на него новых участников, будь то новых операторов или самих грузовладельцев.

Индекс спотовых ставок Xeneta за последний месяц изменился следующим образом. Субиндекс для перевозок из Азии в северную Европу в настоящее время составляет 14 104 доллара США за FEU, рост на 4,08% за месяц и почти в 7 раз с 2 106 долларами США за FEU с конца сентября прошлого года. Средняя стоимость фрахта на споте из Азии в порты Средиземноморья составляет, согласно Xeneta, 13 627 долларов США за FEU, по сравнению с 2 331 долларом США за FEU годом ранее и на 6,88% больше, чем в конце августа. Спотовый индекс для маршрутов Азия-восточное побережье США увеличился за прошлый месяц на 12,37% до 8 788 долларов США за FEU. Год назад значение субиндекса составляло 3 848 долларов США за FEU.  На рынке трансатлантических перевозок стоимость доставки из Европы на восточное побережье Северной Америки сейчас составляет чуть менее 6 тыс. долларов США за FEU, в 3 раза больше, чем год назад.

“Рынок очень сложный… и, вероятно, останется таковым еще какое то время”, – говорит Берглунд. “Заторы в портах сохраняются, особенно в ключевых хабах Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Нью-Йорк и Гамбург, сохраняется и дефицит оборудования”.

Новости по теме


Свежие новости