Пандемия разбалансировала рынок контейнерных перевозок – ставки растут

Растущие прибыли и объемы на рынке контейнерных перевозок обусловили стремительный рост спроса на новые суда: с начала года заказано уже 229 контейнеровозов, сообщает ТАСС согласно данным мониторинга, опубликованному ассоциацией судовладельцев BIMCO.

Согласно BIMCO, в период с 1 апреля по 25 мая было заказано 55 судов средней вместимостью по 6256 TEU в дополнение к 97 в марте. Из них 22 судна предназначены для CMA CGM: шесть 15-тысячников, шесть 13-тысячников и 10 судов вместимостью 5,5 тыс. TEU. Всего за период с начала года уже заказано 229 судов совокупной вместимости 2,2 млн TEU. Поставки составили 393566 TEU.

Текущий портфель заказов аналитик оценивает в 4,35 млн TEU. Рынок рос восемь месяцев назад, оттолкнувшись от уровня 1,95 млн TEU.

Высокий спрос на контейнеровозы также влияет на динамику утилизации. Несмотря на рекордно высокие цены на сталь, в апреле на утилизацию не было отправлено ни одного судна, а с начала года всего 10 вместимостью 8 тыс. TEU. Самым крупным списанным контейнеровозом стал двухтысячник Maersk Taasinge 1994 года постройки.

Спрос на контейнерные перевозки в первом квартале был самым высоким для этого сезона за всю историю наблюдений: объемы за первые три месяца составили 42,9 млн TEU, что на 10,7% больше, чем годом ранее, и на 6,8%, чем за тот же период “допандемического” 2019. Хотя по сравнению с рекордным четвертым кварталом 2020 объемы снизились на 6,5%.

Спрос в марте достиг абсолютного рекорда: погрузка за месяц составила 15,5 млн TEU. Предыдущий рекорд, установленный в октябре прошлого года, составлял 15,4 млн TEU, а до этого в мае 2019 – 15,0 млн TEU.

Чтобы удовлетворить потребности рынка, перевозчики отчаянно пытались заполучить дополнительный тоннаж. Однако из-за высокого спроса свободных судов на рынке практически нет. По оценкам Alphaliner, по состоянию на 10 мая без работы простаивали 70 судов со средней вместимостью 3393 TEU. С учетом судов на верфях этот показатель оценивался в 171 судно вместимостью 627650 TEU, т.е. всего 2,6% от совокупной вместимости мирового контейнерного флота.

Ограниченное предложение тоннажа в сочетании с отчаянным спросом обусловило резкий рост чартерных ставок. Судно вместимостью 700 TEU сейчас фрахтуется по цене чуть менее 10,3 тыс. долларов США в сутки, восьмитысячник обходится в 62 тыс. долларов США в сутки. При этом судовладельцы используют свое преимущество в переговорах и соглашаются на контракты сроком не менее двух, трех и более лет. Однако с текущими уровнями фрахтовых ставок  операторы с готовностью соглашаются.

Значение композитного индекса WCI для восьми ключевых трейдов в направлении  восток-запад, связывающих США, Европу и Азию, составляло на прошлой неделе 6257 долларов США за 40-футовый контейнер (FFE), за месяц индекс вырос более, чем на четверть. Субиндекс WCI для индикативного маршрута Шанхай-Роттердам превысил психологическую отметку на 10 тыс. долларов США за FFE. За месяц спотовые ставки на этом направлении выросли более, чем на треть. Стоимость доставки контейнера на маршрутах, связывающих Китай с портами Средиземного моря также приближается к десятитысячной отметке.

Среднее значение индекса за период с начала этого года на 2/3 выше среднего за последние пять лет.

Кроме этого, долгосрочные контракты фиксируют высокие фрахтовые ставки, при этом, как и на чартерном рынке, фиксируют их на более длительные сроки, чем обычно. По данным BIMCO, ставки на маршруте Азия-Европа по долгосрочным контрактам превышают уровни начала года на 141,0% и на 175,7% выше уровней годом ранее. Ставки на маршрутах в направлении портов западного побережья  США выросли с начала года вдвое, восточного – в полтора раза.

Новости по теме


Свежие новости