Сможет ли Россия переваливать свои минеральные удобрения в своих портах?

В стране сегодня полным ходом осуществляется правительственная программа модернизации инфраструктуры до 2024 года. Но некоторые части, включенные в эту программу сбоят уже сегодня.

В настоящее время в железнодорожной части логистики минеральных удобрений складывается вполне благоприятная ситуация, благодаря которой экспортеры данной продукции могут позволить себе значительную экономию средств на сухопутном плече. Точные цифры экономии на тонне перевозок варьируются для разных производителей, однако тенденция эта общая для всех. С учетом слабого зернового экспорта в сезоне 2019-20 (пока предварительно) и однозначно снижающихся ставок на полувагоны и хоппера рыночная конъюнктура для сухопутной составляющей логистики минеральных удобрений исключительно благоприятная

По данным нашего исследования (по ссылке бесплатно) суммарные отправки на экспорт минеральных и химических удобрений всех типов по железной дороге снизился на 2% до 18,2 млн.т. При этом спрос на хопперы перераспределился. Погрузка в минераловозы снизилась на 8,6% до 11,22 млн.т., а в зерновозы (благодаря спаду спроса на перевозку зерна) вырос на 41% до 2,76 млн.т.

В результате общая доля использования хопперов осталась в экспорте прежней, а вот нагрузка на минераловозы снизилась.

Отличные новости для российских сельхозпредприятий, если так и дальше пойдет, с ростом производства российским производителям удобрений девать их будет не куда. РЖД планы на Прибалтику к середине 2020 года согласовывать большинству перестанет. А новых мощностей не появится. То есть конечно, в результате все будет согласовано. Но со скандалами и поисками виноватых. Принимать окончательное решение сторонам придется в кабинете у вице-премьера Акимова. Кто в этом виноват?

сумма

Рис. 1. Перевалка минеральных удобрений в акваториях России и за пределами РФ с млн.т. за 1 полугодие в 2016-19гг

Объявленные проекты новых терминалов либо недооформлены, либо несут в себе серьезные риски.

Государство хочет от производителей минеральных удобрений работы через российские порты. Производители не могут. Нет мощностей. для полного перевода в российские порты потока минеральных удобрений и прочей химии нам нужны – 8 млн.т. мощностей, плюс под будущий рост химических концернов еще 2-3 млн.т. А в идеале, таких мощностей должно быть создано гораздо больше для исключения монопольных ставок на перевалку. Пример, та же Прибалтика, где мощностей построено в 2 раза больше российского экспорта удобрений.

18

Рис.2. Распределение отправки\перевалки между портами и погранпереходами при экспорте из России минеральных удобрений в 1 полугодии 2018г

Калининградский проект порта «Янтарь» пока только намерение. Тамань – порт планируется огромным. Первоначальные инфраструктурные инвестиции государства требуют гарантий возврата средств и соответственно гарантий загрузки. Без угля порт не загрузить. Угольные компании пока решений не приняли. Приморск не прошел общественных слушаний.

19г

Рис.3. Распределение отправки\перевалки между портами и погранпереходами при экспорте из России минеральных удобрений в 1 полугодии 2019г

Проект в пос. Вистино от компании Ультрамар к северу от порта Усть-Луга. Планируется строительство терминала общего пользования для всех производителей минеральных удобрений сразу. Мощность 12,5 млн.т. с возможностью расширения до 20 млн.т., первый этап 5 млн.т. Планируется создать намывную территорию, значит раньше чем через 2-3 года работу начинать будет нельзя. Намывные территории должны отстояться. Терминал по перевалке минеральных и химических удобрений планируется построить в непосредственной близости от жилых домов и соцучреждений поселка Вистино. Склад и тыловой технологический комплекс проектируются отдельно от комплекса гидротехнических сооружений, очевидно, для ухода от экологических экспертиз, которые по мнению экспертов отрасли невозможно законно пройти Это прецедент в российской истории.

фото

Рис. 4. Фотография стройки: справа ни одного гидротехнического сооружения, слева пос. Вистино

фото1

Рис. 5. Компьютерная модель терминала. Пос. Вистино исчезает. Справа появляются гидротехнические сооружения, которые в реальности быстрее чем через 3 года не появятся

Конечно, ни один крупный индустриальный проект не реализуется без активности «недовольных» жителей. Но после протестов в Московской и Мурманской областях против строительства полигонов ТБО, сопровождавшихся перекрытием автомобильных дорог и массовыми беспорядками, властям приходится, как минимум, разбираться с обоснованностью претензий населения и аргументированно отвечать на них.

При этом, если размещение опасных промышленных объектов в Московской или Мурманской области – вопрос исключительно внутрироссийский, то размещение таких объектов на берегу Балтийского моря может вызвать острую реакцию соседних государств, с которыми подписана Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря (особо оговаривает исключительные гидрографические и экологические особенности района и вопросы загрязнения моря сбросами с суши, уносимыми в море водным или воздушным путем). Балтика – это регион лидер (во всех смыслах) с точки зрения внедрения экологических норм, требований к чистоте топлива и тотальному контролю всех возможных госорганов и активистов к экологическому состоянию.

Основные претензии населения к проекту Ультрамар аналогично – экологические.

В июле и августе 2019 на сайте реестра государственных экспертиз опубликована информация о получении Ультрамар положительной экспертизы регионального уровня на проект промышленно-логистического комплекса по хранению и перевалке минеральных удобрений и положительной экспертизы федерального уровня на проект морского терминала.

Требования законодательства к проектной документации, представляемой на экспертизу в органы государственного строительного надзора, дифференцируются применительно к различным видам объектов в зависимости от их назначения.

То, что Ультрамар разделил технически и технологически связанные объекты на два проекта и получал строительные экспертизы на них на разных уровнях, вызывает неудобные вопросы к содержанию проектов и соблюдению требований законодательства. Для стивидорного строительства это прецедент в современной истории России. Проект подвешен на тонкую юридическую связку, которая может быть разорвана не судебном порядке, а бюрократической процедурой.

Как Ультрамар будет работать и относится к технологии работы можно увидеть уже сейчас. С 1 января 2015 года на территории МПК ЮГ-2, компанией “Смарт Балк Терминал” запущена в эксплуатацию высокопроизводительная станция разгрузки вагонов. Общая производительность станции -1200 тонн/час. Технология перевалки разработана сотрудниками компании, с использованием специализированных контейнеров. На сайте компании есть парадные фото. Но картина на самом деле несколько иная.

Во-первых сама по себе технология грязная. Конечно, часть удобрений не является ядом в прямом смысле. Но их попадание в воду приедет к серьезному изменению морской флоры и фауны. Есть удобрения ядовитые. Если так как на фото инициатор нового терминала будет относится и к ним, беды не избежать.

А с точки зрения ситуации в целом. Как известно, терминал на ЮГ-2 закрывается, Фосагро, которое вложилось в этот небольшой проект не окупит свои вложения. Но при этом, компанию не напрягает вхождение с тем же инициатором в новый проект, о котором написано выше. Хотя риски небольшого затарочного терминала и крупного промышленного объекта на намывных территориях совершенно не сопоставимы.  Как они будут решаться – пока не понятно. Ясно только, что перевод потоков из Прибалтики пока нам не светит.

То есть, правительственная программа модернизации инфраструктуры до 2024 года в части подготовки базы для перевода грузопотоков из Прибалтики в Россию в части минеральных удобрений выполнена не будет. Контролирующие органы в лице Росморпорта и Росморречфлота просто поверили инициаторам и никак его не контролируют. А проект выйдет очень опоздавшим и очень рискованным

cont um3

cont um4

cont um

#ультрамар #вистино #минеральные #минудобрения #фосагро #уралхим

Новости по теме


Свежие новости