Контейнерный отчет за 1 кв. 2018 года, ч.4

Продолжение, предыдущая часть здесь

Баланс спроса и предложения

На протяжении многих лет индустрии железнодорожных контейнерных перевозок удавалось поддерживать баланс спроса и предложения на подвижной состав. Динамичный рост спроса привел в прошлом году к некоторому дефициту подвижного состава. Однако он проявляется точечно и не носит системного характера, и в целом рынок вполне сбалансирован. Также система имеет достаточные резервы в повышении эффективности перевозок.

page-15

Рисунок 11. Оценка профицита парка фитинговых платформ на основе движения 2008 года

Объем предстоящего списания фитинговых платформ довольно стабилен, поэтому можно предположить, что будет происходить восполнение списываемых вагонов, а рост парка будет пропорционален росту грузовой базы. Баланс в этом сегменте сохранится.

page-16

Рисунок 12. Оценка производства (по регистрации на сети РЖД) и прогноза списания фитинговых платформ

Подробности читайте в исследовании «Баланс спроса и предложения на подвижной состав».

Стивидорный оборот

Контейнерооборот портов России по итогам января-марта 2018 года составил 1,199 млн TEU, что превышает показатель аналогичного периода 2017 года на 12,6%.

Таблица 2. Контейнерооборот морских портов РФ (тыс. TEU)

Бассейн / направление январь-март % 2018/
2017
Доля
2017 2018
Балтийский 535706 577603 7,80% 48,20%
экспорт 257667 281206 9,10% 48,70%
  груженый 177037 199811 12,90% 71,10%
  порожний 80630 81395 0,90% 28,90%
импорт 278039 296397 6,60% 51,30%
Дальневосточный 313578 357633 14,00% 29,80%
экспорт 96200 110081 14,40% 30,80%
  груженый 50682 57262 13,00% 52,00%
  порожний 45518 52819 16,00% 48,00%
импорт 92658 115782 25,00% 32,40%
транзит 15082 13329 -11,60% 3,70%
  груженый 14896 11209 -24,80% 84,10%
  порожний 186 2120 1039,80% 15,90%
каботаж 109638 118441 8,00% 33,10%
  груженый 60637 65158 7,50% 55,00%
  порожний 49001 53283 8,70% 45,00%
Азово-Черноморский 181413 227809 25,60% 19,00%
экспорт 90007 109840 22,00% 48,20%
  груженый 48603 52944 8,90% 48,20%
  порожний 41404 56896 37,40% 51,80%
импорт 88570 114528 29,30% 50,30%
транзит /груженый/ 142 187 31,70% 0,10%
каботаж 2694 3254 20,80% 1,40%
Арктический 33081 35058 6,00% 2,90%
экспорт 83 167 101,20% 0,50%
импорт 327 158 -51,70% 0,50%
каботаж 32671 34733 6,30% 99,10%
  груженый 23524 24297 3,30% 70,00%
  порожний 9147 10436 14,10% 30,00%
Каспийский 739 652 -11,80% 0,10%
экспорт 319 263 -17,60% 40,30%
  груженый 283 192 -32,20% 73,00%
  порожний 36 71 97,20% 27,00%
импорт 296 281 -5,10% 43,10%
каботаж 124 108 -12,90% 16,60%
  груженый 76 63 -17,10% 58,30%
  порожний 48 45 -6,30% 41,70%
ИТОГО ПОРТАМИ РФ 1064517 1198755 12,60% 100,00%
экспорт 444276 501557 12,90% 41,80%
  груженый, 276688 310376 12,20% 61,90%
  из них         рефрижераторных 6501 13730 111,20% 4,40%
  порожний 167588 191181 14,10% 38,10%
импорт 459890 527146 14,60% 44,00%
  груженый, 432515 502875 16,30% 95,40%
  из них     рефрижераторных 96218 111926 16,30% 22,30%
  порожний 27375 24271 -11,30% 4,60%
транзит 15224 13516 -11,20% 1,10%
  груженый, 15038 11396 -24,20% 84,30%
  из них   рефрижераторных 12 22 83,30% 0,20%
  порожний 186 2120 1039,80% 15,70%
каботаж 145127 156536 7,90% 13,10%
  груженый, 86508 91761 6,10% 58,60%
  из них   рефрижераторных 11364 11558 1,70% 12,60%
  порожний 58619 64775 10,50% 41,40%

 

Перевалка импортных контейнеров за отчетный период составила 527,15 тыс. TEU, что на 14,6% превышает показатель января-марта 2017 года (перевалка груженых выросла на 16,3%, порожних – сократилась на 11,3%). Рост импорта ускорился по сравнению с 12,8% в первом квартале прошлого года.

Экспортных контейнеров перевалено на 12,9% больше или 501,56 тыс. TEU (груженых контейнеров перевалено на 12,2% больше). Каботаж вырос на 7,91%, до 156,54 тыс. TEU. Транзит сократился на 11,2%, до 13,52 тыс. TEU. Сокращение объема транзитной перевалки через российские порты обусловлено преимуществами сухопутного маршрута через границу Китай-Казахстан, куда продолжают переориентироваться грузы. В случае сохранения благоприятных условий, на сухопутный маршрут будут переориентироваться также и все больше экспортно-импортных грузов.

page-1

Рисунок 13. Доли бассейнов в обороте контейнеров в 1 кв. 2017-18гг

Рефрижераторных контейнеров (груженых) по итогам января-марта перевалено 137,24 тыс. TEU. В том числе импортная перевалка составила 111,93 тыс. TEU, что на 23% больше, чем за аналогичный период годом ранее, каботажная – 11,56 тыс. TEU, экспортный трафик составил 13,73 тыс. TEU – это хоть и мало, но более чем в два раза больше, чем в первом квартале 2017 года.

page-2

Рисунок 14. Доли направлений в торговле контейнеризированной в общем стивидорном обороте РФ в 1 кв. 2017-18гг

Порты Балтийского бассейна нарастили перевалку контейнеров на 7,8%, до 577,6 тыс. TEU. Контейнерооборот Дальневосточного бассейна увеличился на 14%, до 357,63 тыс. TEU, Азово-Черноморского – на 25,6%, до 227,81 тыс. TEU, Арктического – на 6%, до 35,06 тыс. TEU. Порты Каспийского бассейна сократили перевалку контейнеров на 11,8%, до 652 TEU.

Доля перевалки контейнеров портами Балтийского бассейна продолжает постепенно сокращаться. По итогам января-марта она составила 48,2% по сравнению с 49,6% в первом квартале прошлого года, на полпроцента выросла доля Дальневосточного бассейна, до 29,8% совокупного контейнерооборота РФ, а доля южных портов Азовского и Черного моря увеличилась с 16,9% до 19%.

Экспорт-Импорт

Груженый импорт через порты РФ в первом квартале 2018 года вырос на 16,3%, до 502,88 тыс. TEU. Входящий трафик через южные порты вырос на 29,3%, до 114,5 тыс. TEU, через порты Дальнего Востока – на 25%, до 115,8 тыс. TEU. На Балтике рост составил 6,6%, что почти в 2 раза меньше среднерыночного роста.

Доля Балтики в груженом импорте РФ по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 3,4% и составила 46%, при этом доля Дальневосточного бассейна увеличилась на 1,6%, до 18,8%, доля АЧБ – на 1,8% и достигла почти 17%.

page-3

Рисунок 15. Доли основных бассейнов в груженом импорте в РФ в 1 кв. 2017-18гг

Относительно невысокие темпы роста импорта через порты Балтийского моря (+6,6%) объясняются в первую очередь санкциями в торговле с ЕС. Соответственно, они же являются и фактором роста импорта через порты Юга и Дальнего Востока, так как поставки продовольственных грузов идут из Северной Африки, Турции, и др. Дальний Восток обслуживает только свой локальный рынок, однако здесь больший вес получает таможенный фактор. Как отмечают эксперты, «под шумок вокруг создания Свободного порта Владивосток, формирование новых административных структур таможенники продолжают свою жатву на черных и серых каналах».

В экспорте Балтика сохраняет безусловное лидерство: доля бассейна на рынке экспортной перевалки (груженый трафик) составляет 65%. Замедлившийся в прошлом году до 6% рост в этом году ускорился и составил по итогам первого полугодия 13%. Доля рефов – 3,8%. На Дальнем Востоке объем экспортных контейнеров вырос на 13%, до 57,26 тыс. TEU. Доля бассейна от совокупного объема по портам РФ составляет 17,7%. Порты АЧБ нарастили экспорт на 8,9%, до 52,94 тыс. TEU (17% рынка экспортной перевалки).

page-4

Рисунок 16. Доли основных бассейнов в груженом экспорте в РФ в 1 кв. 2017-18гг

Еще одним значимым сигналом стабилизации рынка является снижение объема импорта порожних контейнеров (под затарку экспортом непосредственно в порту) на 11,3%, до 24,27 тыс. TEU.

page-5

Рисунок 17. Баланс порожнего оборота в экспорте-импорте по бассейнам в 1 кв. 2017-18гг

С другой стороны, эвакуация порожняка экспортом выросла на 14,1%, до 191,2 тыс. TEU. Это плохой рост, еще хуже то, что он в два раз превышает показатель первого квартала 2017 года. Все меньше экспорта в силу курсовых изменений “проходит” по стоимости для собственно экспорта.

Предлагаем подробнее обсудить тему контейнерный перевозок. 15 мая 2018 года проводим конференцию #Законтейнерами в Иркутске. Приглашаем всех представителей контейнерного рынка региона к участию.

Продолжение здесь

Новости по теме


Свежие новости