Китайский транспорт: небольшой отчет по итогам 2016 года

Китайский транспорт для нас главный интерес из всех стран на планете. Если американские перевозки имеют чисто лабораторный интерес. Ни к чему не применимы. Европейские перевозки – сугубо утилитарный, как для пользователей, то китайские перевозки – это символ, сигнал и индикатор. В том числе и для нас. Ниже – только цифры, транспорт описывающие. Причины и источники грузопотоков, отрасли базовые и динамические – в отдельных материалах.

Погрузка

Суммарная погрузка на все виды транспорта, включая перевалку в портах достигла по итогам 2016 года 51,4 млрд.т., что на 2,73% меньше, чем за  2015 год. Спад продолжался 12 месяцев. Первый минус зафиксирован в январе 2016 года. Тогда месячный оборот упал сразу на 6,34% до 4,048 млрд.т. к январю 2015 года. В ноябре 2016 года оборот стабилизировался и составил 4,786 млрд.т. (+0,4%). А в декабре рост составил 5,4% до 4,899 млрд.т.

1. грузооборот всех транспортов 14-16

Рис. 1. Погрузка на всех видах транспорта в КНР в 2014-16гг помесячно

2. грузооборот всех транспортов 14-16

Рис. 2. Погрузка на всех видах транспорта в КНР в 2014-16гг по годам

Реально оборот наземного  и воздушного транспортов считаются в Китае отдельно. Все стабильно. Но никаких больших всплесков нет и не предвидится. В любом случае, тяжелый транспорт не является уже драйвером экономики, и если верить данным по китайскому ВВП по итогам 2016 года – тяжелый транспорт не является уже и “отражением” экономической ситуации. Все истории про индекс Ли Кэцяня – прошлый век, и правы опытные товарищи, которые утверждают, что размер виртуальной экономики, сферы услуг, настолько велики, а самое главное сама по себе доля транспорта в ВВП так снизились за годы развития, что по сути мы должны говорить о транспорте как отражении торговли. И не более того.

Наземная логистика, как и всегда разбивается на базовые автотранспортные перевозки, и все остальное – жд, река, авиа.

3. грузооборот наземный 14-16

Рис. 3. Погрузка на континентальном транспорте в КНР в 2014-16гг помесячно

4. погрузка по годам наземный 14-16

Рис. 4. Погрузка на континентальном транспорте в КНР в 2014-16гг по годам

Погрузка на автотранспорт в 2016 упала на 5,1% до 33,634 млрд.т., за 2 год при этом подросла на 0,7%. Погрузка на ЖД упала в 2016г на 0,8% до 3,33 млрд.т., а за 2 года на 12,6%. Обороты по рекам выросли 2,1% в 2016 году – до 6,335 млрд.т. За 2 года рост составил 6,4%. Погрузка на авиатранспорт выросла в 2016г на 6,6% до 6,7 млн.т., за 2 года рост составил 12,5%.

5. погрузка накопленно помесячно - 14-16

Рис. 5. Погрузка на всех видах транспорта в КНР в 2014-16гг накоплено помесячно

В любом случае февраль остается февралем для Китая всегда – и за месяц до него и месяц после Китай работает в пол силы. 1 квартал доказывает нам, что по сути Китай работает только 9 месяцев в году. На полную мощность. И не дай бог он начнет работать все 12 месяцев.

Грузооборот

Грузооборот естественно более важный показатель. И тут мы, опираясь на предыдущий текст по Китаю сделаем одно допущение. Поскольку считается, что грузооборот важен только для пределов континентального Китая, а все что происходит в море – значения не имеет, мы посчитаем и континентальный Китай, но и каботаж, который на сегодня, с точки зрения грузооборота является прямым конкурентом автотранспорту. Не по погрузке, но по грузообороту точно.

Мы имеем только одну цифру, похожую на правду и четко описывающую грузооборот каботажных перевозок между портами китайского побережья. Она приведена здесь (абзац перед 14 рисунком) – среднее расстояние, которое проходит между китайскими портами тонна груза – 1182 км. Расстояние логичное. От Шанхая расстояние до Даляня меньше, а до Гуанчжоу на столько же больше.

Таким образом, мы сочтем классический грузооборот, и грузооборот, посчитанный по-нашему. Почему его не суммируют сами китайцы – не знаем. Видимо по той же причине, по которой их сайт статистического ведомства работает на java, не дает постоянных ссылок и с ним в принципе невозможно работать без “такой-то матери, и китайских богов во всю душу”.

В результате цифры выходят следующие.

Во-первых ситуация с грузооборотом более сглажено отражает ситуацию с февральскими праздниками. То есть спад есть, но не столь значительный. Причина простая – самый падающий февраль к декабрю – это время, когда уходят с работы мелкие предприниматели на машинах. В результате погрузка на авто падает в феврале к декабрю на 55%, а грузооборот на 56%, но проблема в том, что половина оборота в авто – это одно, а половина погрузки в авто – это практически половина всей погрузки. В грузообороте – это совсем чуть.

6 погрузка 14

Рис. 6. Доли видов транспорта в погрузке в 2014г

7. погрузка 16

Рис. 7. Доли видов транспорта в погрузке в 2016г

Более дисциплинированное жд грузит в феврале на 18% меньше и везет на более короткое расстояние – спад грузооборота по ЖД – 22%. Речники грузят на 19% меньше, а везут дальше = спад грузооборота только на 14%. Ну и самые дисциплинированные это порты и терминалы на морском побережье Китая – погрузка падает на 6%, и грузооборот на 6%.

9 Го 14

Рис. 8. Доли видов транспорта в грузообороте в 2014г

8 Го 16

Рис. 9. Доли видов транспорта в грузообороте в 2016г

Даже если мы суммируем грузооборот mainland с каботажем, картинка – так себе. Грузооборот транспорта по итогам 2016 года вырос всего на 0,62% до 23,627 трлн. ткм. Чистый оборот континентального транспорта не вырос, от слова совсем (+0,02%) – 18,062 трлн. ткм.

Каботаж в 2016 году вырос к 2015 году на 2,6% до 5,565 трлн. ткм, к 2014 году рост составил 5%, авиа грузооборот вырос на 6,7% до 22 млрд. ткм, к 2014 году рост достиг 18,8%. Грузооборот по реке вырос к 2015 и 2014 году одинаково – 3,8% до 9,54 трлн. ткм, грузооборот авто упал в 2016 к 2015 на 5,4% до 6,121 трлн. ткм, но чуть подрос к 2014г на 0,1%. Грузооборот ЖД вырос всего на 0,2% от 15го к 2016му, до 2,379 трлн. ткм, но это никак не исправило спада 2015 года. В 2016 году грузооборот ЖД в сравнении с 2014 годом меньше на 13,6%. Суммарный грузооборот значимых видов перевозок вырос в 2016 году на 0,6% к 2015 и на 1,1% к 2014 году – до 23,627 трлн. ткм

10 ГО по типам

Рис. 10. Грузооборот по типам транспорта накоплено по годам 2014-16гг

11. месячный суммарно 14-16

Рис. 11. Грузооборот по типам транспорта накоплено по месяцам 2014-16гг

Сегодня, по сути, главный вопрос для китайского транспорта – это не инвестиции или управление. Это управление изменениями. Пройдет пятилетка, и на повестку дня точно выйдет вопрос – что дальше. Закатаем сейчас в асфальт западные провинции – и что?

Рост количества и качества дорог – пока никак не коррелирует с ростом грузооборота. Рост протяженности жд – никак не отдается в виде дополнительной тарифной выручки. И да – рост тех же дорог приводит к обратному от желанного результатам. Народ не переходит на жд, а уходит из самого массового сегмента Автобусов – на личный автотранспорт.

Пассажирские перевозки

По понятным причинам, “пассажирка” в Китае двигается в противофазе грузовому сообщению. Точнее не то что бы в противофазе – но однозначно, что в феврале и августе, когда замирает отгрузка и грузооборот (в августе это менее заметно), продажи билетов на отдельные виды перевозок подскакивают. Ну и как “отдельные”. На автобус. Раньше до 50%. А последние 3 года – на 13-14% в сравнении со средними показателями по году без февраля и августа. Все остальные виды либо как речные перевозки тихонько катятся вниз и тут что февраль, что июнь – все едино, либо как жд и авиа, столь стремительно развиваются, что от начала года, до его середины или конца появляются несколько тысяч километров новых маршрутов и идет очередной всплеск покупки билетов.

12. суммарно 14-16 билеты

Рис. 12. Количество проданных билетов на все виды транспорта накоплено по годам, 2014-16гг

Но реально, как и было показано в материале про китайские платные дороги – все уходят на личные машины.

13. билеты доли 14

Рис. 13. Доли проданных билетов на все виды транспорта 2014г

Билетов на ЖД было продано в 2016 году 2,814 млрд. шт., на 11% больше чем в 2015 и на 19,4% больше чем в 2014. На автобусы куплено билетов 15,625 млрд. шт., на 17,3% меньше чем в 2015 и на 18% меньше, чем в 2014г. На рчной пассажирский транспорт – 271 млн. билетов продано в 2016г, на 0,1% меньше 2015года и на 2,5% больше, чем в 2014г. Авиабилетов приобретено 478,8 млн.шт., что на 11,9% больше 2015г и на 24,5% больше 2014г.

14. билеты доли 16

Рис. 14. Доли проданных билетов на все виды транспорта 2016г

Но самое интересное, что пока доли автобусных билетов не снижаются за 80% от числа всех поездок. Удобные дороги и в среднем не очень высокие доходы пока заставляют многих, а точнее большинство пользоваться проверенным транспортом, который при всех своих недостатках, стал за последние годы безопаснее, быстрее и современнее. Да и новые дороги дополняют положительных моментов в автобусные путешествия. Тем более на короткие расстояния.

15 паскм 14г

Рис. 15. Доли пассажирооборота видов транспорта в 2014г

Пока тем не менее, кроме падающих оборотов на автобусном транспорте, прочие тренды не сформировались. Пассажиро-километров по железной дороге показано за 16 год 1,258 трлн., что на 5,2% больше, чем в 2015г, но равно 2014 году. Пассажирооборот на автобусах с одной стороны в 2016 году упал на 15,7% до 1,029 трлн. паскм, но при этом в сравнении с 2014 годом спад только 14,1%. Проще говоря в 2015 году пассажирооборот еще рос. Речным транспортом путешествуют меньше. В 2016 году показанный пассажирооборот составил 7,2 млрд. паскм, что на 1,6% меньше 2015г и на 3,2% меньше 2014г. А вот авиаперевозки растут в пассажиро-километрах быстрее, чем в проданных билетах. в 2016 году показан 836 млрд. пассажиро-километров, что на 15% больше чем в 2015 году, и на 32% больше, чем в 2014 году. Вероятно, уже в этом году самолеты по пассажирообороту могут обогнать автобусы. Если темпы будут как в 2016 году или даже +10% для самолетов, и -10% для автобусов.

16. паскм 16г

Рис. 16. Доли пассажирооборота видов транспорта в 2016г

Когда мы пишем про разнонаправленные тренды в пассажирских перевозках, мы понимаем, что все зависит не только в целом от дорог или выпускаемых автобусов. Параллельно развиватся региональные аэропорты, кладутся новые ветки ВСМ и так далее. Но вот к примеру, среднее расстояние, которое проехал человек с ЖД билетом уменьшилось в 2016 году на 5,3% – до 447 км. При этом спад к 2014 году еще больше – -16,2%. А вот автобусные расстояния растут – на 2% в 2016 году к 2015 до 65,9 км. К 2014 году, это даже 4,8% роста. Постепенно снижается прогон речных перевозок. Среднее расстояние, которое прошел по реке покупатель билета – 26,6 км. Янцзы или Хуанхэ по диагонали. Спад к 2015г – 1,6%, к 2014 – 5,5%.

17 суммарно все паскм 14-16

Рис. 17. Весь пассажирооборот накоплено по годам в 2014-16гг

Постепенно растет расстояние при авиаперелетах. Средний пролет в 2016 году составил 1 714 км, что на 2,8% больше, чем в 2015г и на 6% больше, чем в 2014г.

Краткий очерк об итогах китайского транспорта на этом завершён. Подробности, а также источники грузо- и пассжирооборота вы можете узнать здесь. 

 

Новости по теме


Свежие новости