Похоронная команда
Информация | Исследования | Контейнеры | Логистика | Море | Новости | Июнь 13, 2019, 17:08
Ходят, бродят, собирают раненых и погибших. Настоящих почти не осталось. Заметили? Последние 5-8 лет все новые проекты не дают прорыва в суммарном объеме. Новые проекты просто пожирают самых больных и старых. Все сделки по слиянию-поглощению похожи на бракосочетание пожилых людей: бабушки и дедушки съезжаются чтобы было с кем доживать.
Харизматичные есть. Но они копошатся в большом тюке ваты, без точки опоры. А в чем опора? Городские власти? Смеетесь? Минтранс – ха. Вы видели их статс-секретаря, а главу Росморречфлота? Наверное профильный вице-премьер. Но у него уже сил походу до транспорта нет – еле с цифровизацией (будь она не ладна) справляется по проектам.
В результате весь драйв сместился в область железнодорожных перевозок. И как ни странно, вынужден признать, что лучше себя чувствуют те, кто имеет и морской терминал, и сухопутный и подвижной состав. Раньше я не верил в эту синергию. Собственно и сейчас считаю, что инвестировать в подвижной состав, как в ценные бумаги и ждать роста цены и бизнеса – дело пропащее. Особенно если не принимаешь участия в управлении. Соглашусь, что синергия появилась, но только в фитинговых платформах с терминалами всех видов. Полувагоны и цистерны остаются очень переменчивым объектом вложения, который еще не раз принесет убытки тем, кто вложился в них, как в финансовый инструмент.
Впереди у нас пятилетка глобального перестроения всех морских торговых путей. Всех взаимоотношений между крупнейшими странами. Возможно военные конфликты и появление новых магистральных направлений развития.
Так что мы на пороге нового дивного мира. 20 лет назад Россия в плане контейнеризации вскочила в последний вагон периода трансформации. В конце 90х контейнерный оборот по мировому океану еще не превысил нефтяной, и очень сильно отставал от балкерного. Сегодня контейнеры – это второй по размерам и объемам перевозок флот после балкерного. При этом вложились стивидоры и их акционеры так хорошо в контейнерный бизнес, что технологически мы опережаем почти любую страну конечного получения контейнеров и не сильно отстаем по мощности от хабов\стран трансшипмента. Мы обогнали всех соседей по Балтике, большинство британских и американских портов по технологиям. Мощность стивидорного комплекса в 2 раза превышает сегодняшние потребности.
Это ли, или какая другая напасть – но отрасль не просто в кризисе – она в огне. Главная паника сегодня не в конкуренции внутри. Это очевидно. Ведь прошли много этапов этой конкуренции – но ничего не поменялось. Самое яркое в этом плане явление – Новороссийск.
Самая большая ощущаемая угроза – железнодорожные перевозки на Китай. С одной стороны транзит мог бы стать новым драйвером для портов. Но пока не становится. Даже для Калининграда. А с другом стороны в пару к транзиту идет импорт-экспорт через российско-китайскую и прочие восточные границы. Новосибирск, Иркутск, Гродеково, Наушки, Братск, Лесосибирск и Красноярск. Челябинск и точки поменьше – все двигаются на восток. Работают с теми грузами, которые раньше шли 45 дней до Питера, теперь идут 60. А как не сработать, когда ты продаешь услугу со сроком исполнения в 2 недели. И не в Питере, а здесь – на точке потребления. Аналогично и с экспортом. Все движется.
И движение это против стивидоров. И стивидоры отвечают совершенно несуразными своими действиями. Конвульсиями, которые ни в стратегическом, ни в тактическом плане никак не описать
К примеру, Моби Дик. То что он умирает было понятно давно. И давно можно было бы искать выход из ситуации. Еще прошлым акционерам. Теперь он умер. Все обороты и плюс суммарные прибавки по Финскому заливу забрала Бронка. Есть такое. Рост 5 мес 19 к 5 мес 18 почти в 2 раза. До 98,6 тыс. TEU. Хорошо. Экспорт более чем в 2 раза рос. Импорт более чем в полтора. Но пока Бронка занималась экспансией на рынок, чем-то схожей с экспансией КТСПб несколько лет назад – прибежали КТСПб и ПКТ и отобрали у Бронки соответственно 2 и 5,5 тыс. TEU рефконтейнеров. Самое сладенькое. Именно отобрали. Ибо общий оборот рефконтейнеров в Финском заливе упал на 4%.
Потом крупняк Финского залива подчистит всю мелочевку. Или удушит ее. Всех кроме Невы-Металл. Мордашов им не по зубам. А потом. Года через полтора начнут решать кто главный. И если речь пойдет об участии в транзите, или кроссевразийской логистике – то в выигрыше будут только ПКТ, ПЛП и Бронка (если успеет).
При этом крупнейший холдинг показывает слишком пассивные результаты – общий спад GlobalPorts на 1,35% до 608,3 тыс. TEU. Доля порожняка за счет ввоза импорта порожнего под экспорт подросла с 14,1 до 14,2%. За счет упомянутой выше операции и общего спада – выросла доля рефов. До 13,3%. Общий оборот 69,34 тыс. TEU. Все это как-то неброско. Вяло я бы даже сказал.
Или вот Балтийская Стивидорная компания в Калининграде придушила Калининградский МТП. Обогнав его фактически в три раза. Но поток не сбалансирован. Ни транзита, который ходит в 100 километрах мимо, ни экспорта. Только импорт. Но это – как мы знаем бессмысленный путь. Беспощадный к исполнителям подобного сценария.
В Новороссийске все бы хорошо. Если бы рост был. Но на НУТЭП пришли люди из Магнита. Те, что довели Магнит и Галицкого до продажи. Те, остатки чьих команд бегают по холдингам ритейловым и формируют внутри партии и партейки, вгрызаются изнутри в жирненькие тела X5, Дикси и прочих. Короче НУТЭП прямо на фоне свежепоставленных кранов просел на 2% по обороту – до 160,7 тыс. TEU, и на 12% по рефам – до 28 тыс. TEU. А с НМТП ушел контейнерный каботаж на Крым – это объяснимо. Что там за транзит еще был – не понятно. Но он тоже уходит.
Новороссийск за 1 млн. TEU уже похоже никогда не выйдет. Как минимум до той поры, пока в обороте железка не станет занимать хотя бы треть рынка. А иначе – вот так. Пока там будут банковать Транснефть и ВТБ – ничего хорошего можете не ждать.
Достиг своего пика и Арктический бассейн. Да – там будут проекты, и все такое. Но перспектив контейнеризации не видит никто. Потанин (глава Норникеля) больше размышляет про блокчейн, а про развитие логистики своих активов думает в третью очередь. Иначе зачем было бы приглашать на логистику Dubai Port World. Арабов, пусть и с англосаксонским бэкграундом – за полярный круг. Последний раз они там были в 18 году (кстати, странно, что в прошлом году мы не отпраздновали столетие изгнания англосаксонских оккупантов из Архангельска).
Перспективы там конечно есть. Но не в такой конфигурации. Пока Норникель сам будет всем заниматься – все так и будет бултыхаться на сегодняшнем уровне. Около 100 тыс. TEU груженных контейнеров на весь регион по году. И освоение СМП никак это не изменит.
На Дальнем Востоке – все не в пример благостнее. Ну а как. Каботаж всегда штаны поддержит. Это раз. Импорт по ЖД уходит, все при деле. Пришел чахлый пока транзит Гродеково-Владивосток (по сути внутренний китайский каботаж). Не много, но тоже ничего. Совсем слабых не много ООО “Востокморсервис” – упал в 7 раз, ООО «Владивостокский морской терминал» копошится на уровне 1000 TEU годового оборота. Хорошо растет Корсаков на Сахалине. Как ни странно, но косвенное влияние руководителя региона на ситуацию – всегда видно. Кризис-не кризис, а Питер с Полтавченками-Бегловыми – стал унылым во всех отношениях. А вот новые губернаторы на Востоке – вроде разгоняют ситуацию. Посмотрим. Многое довольно бестолкового. Но с другой стороны – губернаторство Валентины Ивановны в Питере тоже часто было суетливым. Но по проделанной ею самой и бизнесом работе оценка максимальная из всех губернаторов за 30 лет.
Роль личности велика. Двигайтесь и двигайте – и вас вспомнят тихим не злым словом. Будете как Полтавченко или прости господи философы, бывшие акционеры GlobalPorts – будут при встрече с вами плевать три раза через плечо, чтоб унынием и пассивностью не заразиться.
Железку и прочие истории опишем позже. Уже в исследовании. До 1 июля цена 15 тыс.руб. До 15 июля 20 тыс.руб. После 16го июля цена за полугодовое исследование – 60 тыс.руб.
В контейнерном исследовании будет все как всегда, плюс про торговлю и ее влияние и несколько больших цитат из масштабного исследования про спрос и предложение на работу подвижного состава, морских и сухопутных терминалов в России.
Во все графы просто ввести «Отчет Российский контейнерный рынок 1 полугодие 2019», кроме e-mail.
В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОПЛАТИТЬ МОЖНО ПО ДОГОВОРУ, ДЛЯ ЧЕГО ПО АДРЕСУ info@infranews.ru НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ РЕКВИЗИТЫ. ЕСЛИ У ВАС НЕТ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ ЖЕЛАНИЯ, ДЛЯ ВАС ПРЕДУСМОТРЕНЫ ОПЛАТА КАРТОЙ, ЯНДЕКС ДЕНЬГАМИ И ПРОЧИМИ СПОСОБАМИ.
Желательно ознакомиться с правилами предоставления услуги.
Новости по теме
-
Иран захватил контейнеровоз MSC в Ормузском проливе
В субботу 13 апреля силы иранских ВМФ захватили в водах Ормузского пролива контейнеровоз MSC Aries
-
Объемы железнодорожных грузоперевозок в Румынии снизились в 2023 году более чем на 11%
Почти четверть всего объема обеспечили перевозки нефтепродуктов, на уголь и природный газ пришлось по 21,1%
-
Мощность сухопутных погранпереходов с Китаем к 2027 году вырастет до 97 млн тонн
На всех автомобильных, железнодорожных, речных и смешанных пунктах пропуска на российско-китайском участке государственной границы до 2027 года запланирована модернизация инфраструктуры
Свежие новости
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
Грузооборот портов России в марте 2024 года сократился на 3%
Грузооборот морских портов России в марте 2024 года составил 80 млн тонн, что меньше, чем годом ранее на 3% или на 2,4 млн тонн