Похоронная команда

Ходят, бродят, собирают раненых и погибших. Настоящих почти не осталось. Заметили? Последние 5-8 лет все новые проекты не дают прорыва в суммарном объеме. Новые проекты просто пожирают самых больных и старых. Все сделки по слиянию-поглощению похожи на бракосочетание пожилых людей: бабушки и дедушки съезжаются чтобы было с кем доживать.

Харизматичные есть. Но они копошатся в большом тюке ваты, без точки опоры. А в чем опора? Городские власти? Смеетесь? Минтранс – ха. Вы видели их статс-секретаря, а главу Росморречфлота? Наверное профильный вице-премьер. Но у него уже сил походу до транспорта нет – еле с цифровизацией (будь она не ладна) справляется по проектам.

В результате весь драйв сместился в область железнодорожных перевозок. И как ни странно, вынужден признать, что лучше себя чувствуют те, кто имеет и морской терминал, и сухопутный и подвижной состав. Раньше я не верил в эту синергию. Собственно и сейчас считаю, что инвестировать в подвижной состав, как в ценные бумаги и ждать роста цены и бизнеса – дело пропащее. Особенно если не принимаешь участия в управлении. Соглашусь, что синергия появилась, но только в фитинговых платформах с терминалами всех видов. Полувагоны и цистерны остаются очень переменчивым объектом вложения, который еще не раз принесет убытки тем, кто вложился в них, как в финансовый инструмент.

Впереди у нас пятилетка глобального перестроения всех морских торговых путей. Всех взаимоотношений между крупнейшими странами. Возможно военные конфликты и появление новых магистральных направлений развития.

Так что мы на пороге нового дивного мира. 20 лет назад Россия в плане контейнеризации вскочила в последний вагон периода трансформации. В конце 90х контейнерный оборот по мировому океану еще не превысил нефтяной, и очень сильно отставал от балкерного. Сегодня контейнеры – это второй по размерам и объемам перевозок флот после балкерного. При этом вложились стивидоры и их акционеры так хорошо в контейнерный бизнес, что технологически мы опережаем почти любую страну конечного получения контейнеров и не сильно отстаем по мощности от хабов\стран трансшипмента. Мы обогнали всех соседей по Балтике, большинство британских и американских портов по технологиям. Мощность стивидорного комплекса в 2 раза превышает сегодняшние потребности.

Это ли, или какая другая напасть – но отрасль не просто в кризисе – она в огне. Главная паника сегодня не в конкуренции внутри. Это очевидно.  Ведь прошли много этапов этой конкуренции – но ничего не поменялось. Самое яркое в этом плане явление – Новороссийск.

Самая большая ощущаемая угроза – железнодорожные перевозки на Китай. С одной стороны транзит мог бы стать новым драйвером для портов. Но пока не становится. Даже для Калининграда. А с другом стороны в пару к транзиту идет импорт-экспорт через российско-китайскую и прочие восточные границы. Новосибирск, Иркутск, Гродеково, Наушки, Братск, Лесосибирск и Красноярск. Челябинск и точки поменьше – все двигаются на восток. Работают с теми грузами, которые раньше шли 45 дней до Питера, теперь идут 60. А как не сработать, когда ты продаешь услугу со сроком исполнения в 2 недели. И не в Питере, а здесь – на точке потребления. Аналогично и с экспортом. Все движется.

И движение это против стивидоров. И стивидоры отвечают совершенно несуразными своими действиями. Конвульсиями, которые ни в стратегическом, ни в тактическом плане никак не описать

К примеру, Моби Дик. То что он умирает было понятно давно. И давно можно было бы искать выход из ситуации. Еще прошлым акционерам. Теперь он умер. Все обороты и плюс суммарные прибавки по Финскому заливу забрала Бронка. Есть такое. Рост 5 мес 19 к 5 мес 18 почти в 2 раза. До 98,6 тыс. TEU. Хорошо. Экспорт более чем в 2 раза рос. Импорт более чем в полтора. Но пока Бронка занималась экспансией на рынок, чем-то схожей с экспансией КТСПб несколько лет назад – прибежали КТСПб и ПКТ и отобрали у Бронки соответственно 2 и 5,5 тыс. TEU рефконтейнеров. Самое сладенькое. Именно отобрали. Ибо общий оборот рефконтейнеров в Финском заливе упал на 4%.

Потом крупняк Финского залива подчистит всю мелочевку. Или удушит ее. Всех кроме Невы-Металл. Мордашов им не по зубам. А потом. Года через полтора начнут решать кто главный. И если речь пойдет об участии в транзите, или кроссевразийской логистике – то в выигрыше будут только ПКТ, ПЛП и Бронка (если успеет).

При этом крупнейший холдинг показывает слишком пассивные результаты – общий спад GlobalPorts на 1,35% до 608,3 тыс. TEU. Доля порожняка за счет ввоза импорта порожнего под экспорт подросла с 14,1 до 14,2%. За счет упомянутой выше операции и общего спада – выросла доля рефов. До 13,3%. Общий оборот 69,34 тыс. TEU. Все это как-то неброско. Вяло я бы даже сказал.

Или вот Балтийская Стивидорная компания в Калининграде придушила Калининградский МТП. Обогнав его фактически в три раза. Но поток не сбалансирован. Ни транзита, который ходит в 100 километрах мимо, ни экспорта. Только импорт. Но это – как мы знаем бессмысленный путь. Беспощадный к исполнителям подобного сценария.

В Новороссийске все бы хорошо. Если бы рост был. Но на НУТЭП пришли люди из Магнита. Те, что довели Магнит и Галицкого до продажи. Те, остатки чьих команд бегают по холдингам ритейловым и формируют внутри партии и партейки, вгрызаются изнутри в жирненькие тела X5, Дикси и прочих. Короче НУТЭП прямо на фоне свежепоставленных кранов просел на 2% по обороту – до 160,7 тыс. TEU, и на 12% по рефам – до 28 тыс. TEU. А с НМТП ушел контейнерный каботаж на Крым – это объяснимо. Что там за транзит еще был – не понятно. Но он тоже уходит.

Новороссийск за 1 млн. TEU уже похоже никогда не выйдет. Как минимум до той поры, пока в обороте железка не станет занимать хотя бы треть рынка. А иначе – вот так. Пока там будут банковать Транснефть и ВТБ – ничего хорошего можете не ждать.

Достиг своего пика и Арктический бассейн. Да – там будут проекты, и все такое. Но перспектив контейнеризации не видит никто. Потанин (глава Норникеля) больше размышляет про блокчейн, а про развитие логистики своих активов думает в третью очередь. Иначе зачем было бы приглашать на логистику Dubai Port World. Арабов, пусть и с англосаксонским бэкграундом – за полярный круг. Последний раз они там были в 18 году (кстати, странно, что в прошлом году мы не отпраздновали столетие изгнания англосаксонских оккупантов из Архангельска).

Перспективы там конечно есть. Но не в такой конфигурации. Пока Норникель сам будет всем заниматься – все так и будет бултыхаться на сегодняшнем уровне. Около 100 тыс. TEU груженных контейнеров на весь регион по году. И освоение СМП никак это не изменит.

На Дальнем Востоке – все не в пример благостнее. Ну а как. Каботаж всегда штаны поддержит. Это раз. Импорт по ЖД уходит, все при деле. Пришел чахлый пока транзит Гродеково-Владивосток (по сути внутренний китайский каботаж). Не много, но тоже ничего. Совсем слабых не много ООО “Востокморсервис” – упал в 7 раз, ООО «Владивостокский морской терминал» копошится на уровне 1000 TEU годового оборота. Хорошо растет Корсаков на Сахалине. Как ни странно, но косвенное влияние руководителя региона на ситуацию – всегда видно. Кризис-не кризис, а Питер с Полтавченками-Бегловыми – стал унылым во всех отношениях. А вот новые губернаторы на Востоке – вроде разгоняют ситуацию. Посмотрим. Многое довольно бестолкового. Но с другой стороны – губернаторство Валентины Ивановны в Питере  тоже часто было суетливым. Но по проделанной ею самой и бизнесом работе оценка максимальная из всех губернаторов за 30 лет.

Роль личности велика. Двигайтесь и двигайте – и вас вспомнят тихим не злым словом. Будете как Полтавченко или прости господи философы, бывшие акционеры GlobalPorts – будут при встрече с вами плевать три раза через плечо, чтоб унынием и пассивностью не заразиться.

Железку и прочие истории опишем позже. Уже в исследовании. До 1 июля цена 15 тыс.руб. До 15 июля 20 тыс.руб. После 16го июля цена за полугодовое исследование – 60 тыс.руб.

В контейнерном исследовании будет все как всегда, плюс про торговлю и ее влияние и несколько больших цитат из масштабного исследования про спрос и предложение на работу подвижного состава, морских и сухопутных терминалов в России.

Во все графы просто ввести «Отчет Российский контейнерный рынок 1 полугодие 2019», кроме e-mail.

В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ОПЛАТИТЬ МОЖНО ПО ДОГОВОРУ, ДЛЯ ЧЕГО ПО АДРЕСУ info@infranews.ru НЕОБХОДИМО ПРИСЛАТЬ РЕКВИЗИТЫ. ЕСЛИ У ВАС НЕТ ТАКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ ЖЕЛАНИЯ, ДЛЯ ВАС ПРЕДУСМОТРЕНЫ ОПЛАТА КАРТОЙ, ЯНДЕКС ДЕНЬГАМИ И ПРОЧИМИ СПОСОБАМИ.

Желательно ознакомиться с правилами предоставления услуги.

Новости по теме


Свежие новости