Максим Кузнецов: «Рынок всегда работает по закономерности: уходят одни, приходят другие»
Железная дорога | Инвестиции | Интервью | Компании | Море | Сюжеты | Декабрь 27, 2023, 16:22
Исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) Максим Кузнецов рассказал в интервью InfraNews об инфраструктурных проектах, которые реализуют отечественные компании для компенсации закрывшихся портовых мощностей в Прибалтике, какие европейские страны продолжают покупать российские удобрения и почему участники рынка просят РЖД пропускать их по Восточному полигону с более высоким приоритетом
«У российских удобрений есть уникальные конкурентные преимущества»
– С какими результатами отрасль минеральных удобрений подходит к концу 2023 года?
– Мы достаточно позитивно завершаем этот год, рынок восстанавливается. По предварительным данным, за 11 месяцев 2023 года выпуск минеральных удобрений в РФ по отношению к аналогичному периоду прошлого года увеличился на 9% и превысил 53 млн тонн в физическом весе. Если мы пойдем такими темпами и дальше, то по итогам 12 месяцев выйдем на уровень 2021 года. А в наступающем 2024 году уже постараемся его превысить.
В прошлом году и в начале текущего года в России наблюдался спад производства минеральных удобрений, что было связано, прежде всего, со снижением объемов производства хлористого калия на фоне проблем с экспортом. В текущем году по хлористому калию будет достаточно большой прирост к прошлогодним результатам. Но мы растем и по другим направлениям – это и фосфор, и азот. По фосфорным удобрениям в этом году мы уже приросли на 4%, по азотным удобрениям на 6%, по калийным удобрениям, на фоне низкой базы прошлого года, мы выросли на 24%. На это повлияла инвестиционная деятельность компаний отрасли, направленная на наращивание и модернизацию производственных мощностей предприятий.
– Какой объем минеральных удобрений отправится на экспорт, а какой останется внутри страны?
– Традиционно у нас соотношение экспорта и внутреннего рынка – 70% к 30%, при этом отечественным аграриям мы поставляем больше удобрений, чем в любую другую страну мира. Продовольственная безопасность страны – наш стратегический приоритет. Российские сельхозпроизводители постоянно повышают объемы потребления удобрений. В этом году отечественный АПК нарастил потребление на 5% относительно прошлогодних объемов, при этом в прошлые годы средний ежегодный прирост в потреблении и вовсе составлял порядка 11%. Некоторое снижение темпов роста связано прежде всего с тем, что в прошлом году наши аграрии приобрели минеральных удобрений с запасом на этот год – сделали себе хороший «задел». Но и в этом году прирост будет достаточно весомым.
Мы уже к середине ноября закрыли запрошенные отечественными аграриями объемы на этот год больше, чем на 100%: сельхозпроизводители запланировали приобрести 5,4 млн тонн, а мы поставили им уже 5,7 млн тонн. То есть с середины ноября мы уже начали поставлять продукцию на следующий год, под весеннюю посевную кампанию. Поэтому вопрос обеспеченности российских производителей удобрениями, даже в условиях снижения цен на продукцию АПК, не стоит. Да и наша продукция всегда продавалась и продается отечественным компаниям дешевле, чем иностранным.
– Насколько отличаются внутренние и мировые цены на основные виды удобрений?
– Сегодня разница в цене для наших и зарубежных потребителей может составлять от 8% до 24% в зависимости от вида удобрений. Несмотря на это, я могу точно сказать, что если бы Россия потребляла весь объем произведенных удобрений, то мы бы работали только на внутренний рынок. Это, как минимум, удобно с точки зрения логистики, в России компании могут работать в одной валюте, исключены проблемы со страхованием, не нужно сталкиваться с пошлинами, заградительными углеродными налогами, санкциями и так далее.
Но сегодня именно экспорт – это основная статья доходов для наших компаний, за счет которых они реализуют инвестиционные программы.
– Как изменились рынки экспорта российских удобрений за последние два года?
– Мы перенаправили свои отгрузки в дружественные страны, прежде всего, в Азию и Латинскую Америку. Традиционно основные потребители нашей продукции – Бразилия и Индия. В целом в страны Глобального Юга российские производители направляют уже почти три четверти от всего экспорта. Мы и раньше с ними работали, а сегодня – еще больше. Но, тем не менее, и европейские потребители не отказались полностью от наших удобрений: цены на сырье у них «кусаются», и наша продукция остается для них интересной.
– И какие же это страны?
– По итогам года восточноевропейские государства снизили потребление удобрений, а западноевропейские – наоборот, увеличили. Больше других «выстрелила», например, Франция, прежде всего, за счет экологичности наших удобрений. Фосфорная руда, из которой производятся наши удобрения, не содержит опасных для здоровья человека концентраций токсичных веществ, в частности, кадмия, на содержание которого в ЕС установлены ограничения. Этого нельзя сказать о фосфатных удобрениях ряда других поставщиков, например, из Марокко. Так что у российских удобрений, помимо цены, есть уникальные конкурентные преимущества, и ожидать полного закрытия для нас европейского рынка, думаю, не стоит.
– Как изменилась логистика поставок российских удобрений?
– Сейчас выросли морские отгрузки через порты Северо-Запада, поскольку железная дорога на европейском направлении сегодня больше не используется. Растут отгрузки удобрений в Латинскую Америку, в Индию.
«В мире все взаимозаменяемо, и всегда найдутся готовые заработать на перевалке»
– Как мы помним, целый ряд терминалов российских компаний в Прибалтике были заблокированы ЕС, а в России специализированной инфраструктуры для перевалки аммиака и жидких удобрений не оказалось. Как так получилось и что с этим делать?
– Раньше по российским законам строить морские терминалы для перевалки минеральных удобрений было просто запрещено. Два года назад были внесены изменения в Водный кодекс, что позволило строить в России терминалы для перевалки сухих неопасных минеральных удобрений. Теперь такие терминалы появились и сегодня переваливают весь необходимый объем грузов.
В декабре 2023 года подписан закон, снимающий запрет на размещение в границах водоохранных зон в морских портах специализированных хранилищ для хранения и перевалки аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия. Это позволит нам развернуть на российские порты те объемы, которые раньше шли через Прибалтику.
Некоторые предприятия и компании, входящие в РАПУ, уже начали строить необходимые рынку мощности.
– Насколько в целом сократились поставки аммиака на экспорт?
– На текущий момент отправки аммиака сократились на тот объём, который шел по аммиакопроводу в Одессу, – это более 2 млн тонн в год. Кроме того, значительно сократились поставки по железной дороге.
– В какие сроки, по Вашим прогнозам, российские производители удобрений получат всю необходимую инфраструктуру для экспорта своей продукции?
– Я думаю, что существующий сегодня дефицит по перевалке 6 млн тонн удобрений мы сможем закрыть в ближайшие пять лет даже с учётом необходимости поиска при строительстве терминалов новых поставщиков оборудования.
Для нас это государственная задача, которую с нас никто не снимал: мы должны наращивать объемы несырьевого неэнергетического экспорта. А значит будем эту задачу выполнять.
– Одной из причин разрыва «Зерновой сделки», заключалась в нерешенных проблемах страхования перевозок российских удобрений. Кто сегодня страхует возможные риски транспортировки удобрений в международном сообщении?
– Со страховкой действительно в первое время были серьезные проблемы, которые во многом остаются и сегодня. Однако факт того, что мы наращиваем экспорт, подтверждает, что рынок нашел способы страховать и доставлять продукцию на внешние рынки. Ведь рынок всегда работает по закономерности: уходят одни, приходят другие. Понятно, что это не всегда удешевляет услуги, но приемлемые решения появляются.
– Появились новые иностранные страховые компании, готовые работать с российскими отправителями, или это российские страховщики?
– Есть и российские компании, есть и иностранные.
– Когда крупнейшие западные контейнерные линии ушли из России, удобрения стали доставляться балкерными судами. Заметно ли сегодня возращение удобрений в контейнеры?
– Контейнерный рынок Северо-Запада медленно восстанавливается. Участники рынка прогнозируют, что в 2024 году рост контейнерного рынка Северо-Запада составит 10-15%. Будет продолжаться конкуренция между бассейнами Дальнего Востока и Северо-Запада.
В первую очередь, контейнеризации препятствуют стоимость перевозки, стивидорных услуг и в целом затраты конечного покупателя в пересчете на тонну груза: разница по сравнению с перевозкой удобрений в судах-балкерах на некоторых направлениях может достигать до трех раз. Кроме того, у покупателя может отсутствовать инфраструктура, необходимая для приема массовых грузов в контейнерах.
И, возвращаясь к вашему вопросу: суда есть любые, нам есть что на них грузить и куда везти. Ведь в мире все взаимозаменяемо, и всегда найдутся готовые заработать на перевалке.
– Каков уровень контейнеризации минеральных удобрений сегодня?
– Сегодня контейнеризировано от силы 3% удобрений. Каждая компания сама определяет для себя тип перевалки. Некоторые не могут перевозить продукцию в контейнерах, у кого-то возникают вопросы к их качеству. Многое зависит от стратегии развития компании: после того, как вы сделали ставку на контейнерные перевозки, вам нужно найти поставщика этих контейнеров, убедиться в наличии возможностей их перевалки в порту, через который требуется отправить груз с соблюдением всех норм безопасности, и так далее. Так что пока контейнеризация, скорее, это индивидуальный выбор каждой компании в конкретной ситуации, нежели какой-то общеотраслевой процесс.
– Некоторые участники рынка считают, что схема отправки удобрений в спецконтейнерах до терминала, где затем они выгружаются на балкерное судно, – это временная и экономически необоснованная мера. На Ваш взгляд, каковы перспективы этой технологии?
– Такая схема работала и до февраля 2022 года, когда у нас было достаточно инфраструктуры для перевалки удобрений и не было необходимости работать на контейнерных терминалах. Причин прекращать этот вид перевалки я не вижу. Не исключаю, что текущая ситуация на рынке даже подтолкнет нарастить объемы перевалки таким способом. «Смарт Балк Терминал» компании «ФосАгро» в порту Санкт-Петербург – хорошее тому подтверждение. Компания, считая данный вид перевалки минеральных удобрений приоритетным, использует собственные специализированные контейнеры, общий парк которых, на текущий момент, составляет более 8,4 тысяч единиц.
Данная схема позволила не только нарастить объемы отгрузки продукции «ФосАгро», но и дала возможность удержаться на плаву контейнерным терминалам, практически остановившимся после ухода с рынка крупных контейнерных линий. На одном из терминалов, входящих в группу компаний Global Ports, осуществляется строительство терминала навалочных грузов, по завершению которого минеральные удобрения можно будет завозить в порт не только контейнерным поездами, но и вагонами-минераловозами. Это позволит значительно увеличить объемы перевалки с использованием спецконтейнеров.
«Мы оказались в ситуации, когда наши грузы порой просто не едут»
– Насколько задействованы сухопутные маршруты для поставок российских удобрений, в частности, по международному транспортному коридору «Север – Юг»?
– Такие перевозки идут, но не такими объемами, как хотелось бы. Причина, прежде всего, в стоимости логистики: на юге нужно переваливать груз в порту не один раз, а на погранпереходах приходится работать с железнодорожной инфраструктурой шириной как 1520 мм, так и 1435 мм. Мы поддерживаем развитие этого маршрута, но чтобы сделать его логистически удобным и экономически целесообразным нужны большие капиталовложения в инфраструктуру.
– А как Вы смотрите на Северный морской путь?
– С учетом того, что в последнее время прежние традиционные маршруты не всегда доступны, а в текущей геополитической обстановке и Красное море становится опасным, то почему бы и нет? Перспектива есть, но в то же время вряд ли ее можно рассматривать применительно к минеральным удобрениям. Китай – не наш рынок, ведь они первые в мире по производству удобрений. Единственное, чего им не хватает, это хлористого калия. Получается, что по этому пути мы сможем поставлять продукцию только в удалённые российские регионы.
– Как вам сегодня удается проезжать по перегруженному Восточному полигону?
– У нас есть достаточно серьезный вопрос, который мы активно обсуждаем, в том числе в Правительстве. Он заключается в повышении приоритета удобрений в правилах очередности перевозок по железным дорогам. Грубо говоря, мы оказались в ситуации, когда наши грузы порой просто не едут.
– Так определено во «временных правилах» РЖД или в новой редакции «Правил недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД» (ПНД), которые готовит ФАС России?
– Это и во временных правилах, и в новой редакции ПНД. С учетом и тех, и других, мы не очень хорошо проезжаем.
– На какой позиции вы сейчас в этой «очереди» и на какую рассчитываете?
У нас сегодня согласно временным правилам пятая очередь, но, откровенно говоря, мы бы хотели быть на третьем месте – как в отношении готовой продукции, так и сырья. Ведь если мы вовремя не поставим сырье, то производство остановится, а это уже, по сути, ставит под угрозу продовольственную безопасность страны и мира!
– Удобрения нельзя где-то хранить?
– Невозможно долго хранить удобрения. Этот продукт подвержен порче: это и слёживание, и воздействие влаги. Поэтому и на заводах тоже нет и не должно быть мощностей по хранению удобрений массой и объемом более одной судовой партии. Если судно вовремя не подходит, и в результате этого мы не успеваем вывезти груз со склада на заводе, происходит затоваривание и продукцию с производства некуда девать. У нас постоянное движение, и планирование логистики происходит не на год, не на полгода, и даже не на месяц, а на неделю вперед. Есть план произвести продукт – мы под него выстраиваем всю логистику в реальном времени.
– Угольщики согласовывают с РЖД «индикативные планы» погрузки на год. Могут ли производители удобрений «выбить» себе месячную квоту на год вперед, и тогда РЖД будут обязаны вывезти согласованный объем?
– «Индикативы» – это индивидуальный подход. Давайте не забывать об объемах на Восточном полигоне: мы для РЖД не такая большая отрасль, чтобы нами заниматься в таком индивидуальном порядке. Поэтому мы и просим поднять очерёдность и наконец-то нормально поехать.
– Каковы в целом стратегические перспективы российской отрасли производства удобрений на мировой арене? Во что необходимо вкладываться уже сейчас?
– Самая главная стратегическая цель – это продолжать инвестировать. И наши компании сохраняют высокие темпы развития. Например, «Фосагро» не так давно объявила о масштабной модернизации своего завода в Балаково, в этом году на проектную мощность вышел новый завод-миллионник компании в Волхове. В этом году «Куйбышевазот» ввел в эксплуатацию производство карбамида в Самарской области, «Еврохим» тоже строит новые объекты.
Как только наши компании остановятся в развитии, мы начнем стагнировать. За счет выручки от экспорта на внешние рынки отрасль модернизирует действующие предприятия, создаются новые мощности. Благодаря таким проектам Россия за последние годы по производству удобрений обогнала США и Индию, уверенно занимает второе место в мире после Китая. А в мировой торговле мы вообще на первом месте с долей в 18%.
– Каков Ваш прогноз по приросту производства удобрений в России на 2024 год?
– Я думаю, что 10% – это реальный показатель. Мы по итогам этого года прирастаем на 9% за счет низкой базы прошлого года. Я уверен, что производство хлористого калия полностью восстановится, а он занимает достаточно большой объем в физическом весе – 11-12 млн тонн. Но и по аммиачной селитре, карбамиду и другим продуктам объемы будут расти.
– Что должно произойти для полного восстановления объемов производства хлористого калия?
– Должен восстановиться экспорт. Ведь его потребление у российских сельхозпроизводителей не более 2% от общего объема. Некоторые отечественные предприятия его покупают для производства сложных удобрений, но самый главный рынок для него – экспорт. Сейчас Россия выходит на прежние объемы, потому что найдены новые рынки сбыта.
– И куда мы его поставляем?
– В основном в Китай, Индию и Бразилию для производства NPK-удобрений.
– Какие новые рынки могут быть открыты для российских удобрений в наступающем году?
– Мы уже поставляем больше чем в 150 стран мира. В долгосрочной перспективе, уверен, будем расширять поставки на африканский континент. Но крупнейшими потребителями наших удобрений будут оставаться Латинская Америка, прежде всего Бразилия, а также Индия и страны Европы.
Беседовала Анастасия Баранец
Новости по теме
-
«РЖД Логистика» открыла новый маршрут для доставки свинины в Китай через Казахстан
маршрут дополнит действующее направление отправок в Сиань через погранпереход Гродеково-Суйфэньхэ
-
Китай переориентирует перевозки аккумуляторов на железнодорожный транспорт
Расширение использования железнодорожного транспорта в перевозках продукции корпорации призвано сократить расходы и снизить себестоимость
-
По Тихоокеанской железной дороге прошел первый грузовой состав
Запуск в эксплуатацию запланирован на 2025 год
Свежие новости
-
«РЖД Логистика» открыла новый маршрут для доставки свинины в Китай через Казахстан
маршрут дополнит действующее направление отправок в Сиань через погранпереход Гродеково-Суйфэньхэ
-
Товарооборот России и Китая за 10 месяцев 2024 года вырос на 3%
Импорт второй месяц подряд на пике
-
FESCO исключила судозаход в Стамбул на линии из Китая в Новороссийск
Сервис обслуживается контейнеровозом из флота группы вместимостью 1 660 TEU
-
Китай переориентирует перевозки аккумуляторов на железнодорожный транспорт
Расширение использования железнодорожного транспорта в перевозках продукции корпорации призвано сократить расходы и снизить себестоимость
-
Гамбургу не удается воспользоваться благоприятными рыночными условиями на рынке контейнерных перевозок
Оборот порта примерно соответствует прошлогодним показателям