Логистика и электротранспорт: назад к высоким расходам
Автотранспорт | Железная дорога | Логистика | Новости | Март 11, 2018, 20:40
Опостылевшая шутка на затравку: люди, которые 1го марта 18 смеялись над анимацией ракет Путина, 10 марта восторгались анимацией автобусов Маска в тоннелях под Калифорнией. Но над Маском и Теслой уже грех смеяться, поводом для данного материала стали десятки презентаций электрокаров в Женеве уже не от Самоделкина безумного, а от солидных автомобилестроителей. Все они красавцы. Стоить будут недешево. А работать явно лучше Теслы. Сами понимаете, слово CEO BMW, Toyota, VW и прочих подобных весит по отдельности в сотню раз тяжелее, чем слово проходимца-пиарщика с прибалтийскими девичьим именем Илона.
Ну и конечно, особенно впечатляющ нам показался манифест самой тиражной газеты Германии – Bild. Под лидом Das Bild-manifest неделю назад опубликовали 10 причин по чему Германия должна гордиться своими дизельными двигателями. Это, конечно, не новость – но обывателю мысли про то, что электротранспорт потребляет энергию, выработанную из углеводородов, надо вбивать и вбивать, поскольку пиарщики “зеленого” автомобилестроения давно уже распоясались.
Но нам на самом деле интересно другое. Электрореволюция, кажется, становится необратимой (пиращики ее и апостолы – для нас останутся отвратительными лицемерами). Чем она грозит логистике. Понятно, что это вопрос денег. Выбытия и приобретения основных средств производства. И банального бизнес-планирования? Пароходы – понятно. Скорее станут ходить с атомными установками, чем с аккумуляторами. У локомотивов – электротяга на сетевом источники питания – вещь обыденная, и на многие годы развитие грузовых железных дорог предопределено (как в связи с длительными сроками эксплуатации, так и в связи с сегодняшней стоимостью углеводородного топлива и аккумуляторов). Как минимум лет на 40 – постепенный рост скорости. Фсе.
Последняя миля. Автотранспорт и прочие придумки. Мы понимаем, что автотранспорт в нашем случае – штука сама в себе. Сложно считать. Сложно анализировать. Тут даже приход авиаэкспертов, типа Борис Борисовича Рыбака – не поможет (шутка!).
Сама по себе логистика последней мили, сборные доставки, курьерские доставки, пешие перемещения доставщиков еды, самовывоз из пунктов сбора интернет-магазинов, это история хаоса, из которой пока ничего не рождается. Истории про курьеров все потерявших можно прочитать в США, в Европе, в России и в Китае.
Решить проблему думают с помощью дронов и автономных электромобилей с автоматической выгрузкой. История для послезавтра. Для моих внуков (сыну еще только 7 лет). Управление дронами, пока их десятки-сотни ну ладно. Но заменить ими 1% курьерской доставки в США или Европе, или 10% в России – значит наглухо затмить небо постоянно жужжащими аппаратами на электротяге. С мощными модулями геолокации и серьезными автономными вычислительными мощностями. КПД аккумуляторов этих приборов даже ниже чем у электрокаров. Если у электрокаров КПД (с учетом повсеместного производства энергии из углеводородов) на 20-30% ниже дизельных, то у дронов разных, даже с учетом передвижения по прямой, КПД будет совсем низким. У них один рейс – один груз (пока что). А если будут мощные дроны на десяток доставок за раз, то все равно ему придется вернуться и зарядиться от электросети. Если бы это был дизельный двигатель, обычной машинки “каблучка” – он бы мог кататься весь день и развести сотню килограммовых посылок. Дрон с такой функциональностью стоил бы в 20 раз больше подобного авто (самый дорогой каблучок – VW Caddy – 1,8 млн. руб.) – Volocopter 2X, единственный коптер, который может (хотя бы как заявляет производитель) перевозить 150-200 кило – стоит (туш!) $340 тыс. – 10 дорогих Caddy или 30 Лада Ларгус.
А, да, и без подзарядки он летает 27 минут. Так что забудьте. Даже если применить сюда из мира компьютеров закон Мура – то раньше чем через 30 лет дроны в логистике будут экономически не выгодными.
Ну может разве что в Японии или на Аляске. Ну блин. Там даже крио-танк-контейнеры выгодно использовать (в первом случае из-за стоимости земли, во втором из-за запретов на строительство).
Так что для России пока – самовывоз. В нем все сосредоточится. Ну и Почта России. Не дай бог конечно Сбербанк присоединится.
Вернемся к авто. Электромобили. Автономные электромобили. Вероятно именно перевозка грузов небольшими партиями по городу, на небольшой скорости станет первой отраслью тестирования. Ну правильно – не людей же возить. Сперва их сделают не такими футуристическими (см. фото свежего Женевского автосалона), уберут сиденья, защиту. Коробок на колесиках. Он и будет разводить. Но стоить вместе с системой управления, аккумуляторами и дефицитным электричеством – он все едино еще лет 15 будет дороже раза в 2-3 чем обычный дизелек (хоть с человеком, хоть с автопилотом – зависит от стоимости рабочей силы в конкретной стране).
Почему электричество в дефиците, спросите вы. А да. Забыли сказать. К концу третьего десятилетия текущего века выяснится, что перевод автотранспорта на подзаряжаемую электротягу был недальновидным и поспешным. Потребление энергии и так растущее, за счет развивающихся стран, за счет перехода на электротранспорт за 10 лет вырастет процентов на 12-14 дополнительно.В мировом масштабе.
Революции в сохранении энергии пока нет. Даже намеков на альтернативу Литию нет. И на прорыв в его комбинациях тоже. Альтернативные источники!? Так придет ответка от тех, кого экологи дурили. Выяснится, что земля под солнечными батареями вся свободная, занята. Все свободные бухты тоже. Мало того – под этими полями из солнечных батарей окажется, что ничего не растет. А в бухтах и заливах, где разложены поля солнечных батарей умрут и завоняют – ибо без солнца и кислорода твари морские и флора – не могут жить как и мы с вами. А их КПД при сопоставлении с опасным производством и еще более опасной утилизацией – минимален. Ветряками заставят все что можно – и уйдут в море по шельфу. Может где-нибудь и в океан сунутся. Но не проходит. Ветряки шумные. Геомагнитное и электрическое волнение вокруг них будет сильно действовать на всех чувствительных к этому людей. А таких то становится все больше. И да – если солнечные батареи (без учета вреда для “экологии”) как-то окупаются, то ветряки нет. Пока 15 лет ветроэнергетики в Европе дают точный ответ – НЕТ. Даже при поднятых тарифах.
Так что введение в эксплуатацию электромобилей с учетом их более быстрого износа (каблучки работают по 20 лет, грузовики по 30, электромобили хвастаются 8 годами, но пока нормального тестирования жизненного цикла никто не проводил) удорожает доставку за счет более серьезных инвестиций на 20%, а за счет обязательно дорожающего электричества – еще процентов 10. Да, скажете вы, соляра тоже дорожает. Да. Но КПД дизельных и бензиновых моторов, а если еще и с гибридом – растет каждые 10 лет на 12-15%. См. публикацию в Bild (ссылка в 1 абзаце), а КПД электромоторов уже не вырастет. И КПД накопителей энергии пока тоже под вопросом.
Мы рассматривали историю с элетробусами. Подробно. Эффективность закупки их Московским правительством – нулевая. Только экология и красота. Разумности – НОЛЬ.
Еще один веселый момент про богатые страны, с большими амбициями к электротранспорту. Кроме штатов конечно. Количество выходных и часов работы в неделю у среднего обывателя. В США – это конечно не так. Там свободного времени больше не становится. Но вот на европейском рынке, который побольше американского и больше настроен на электротранспорт – люди работают все меньше. Дешевые рабочие места занимают гастарбайтеры. В результате – и это уже к работе логистики всякой городской – люди меньше будут заказывать еду на дом, чаще добираться до пунктов самовывоза интернет-магазинов.
Дальше хуже. Большие грузовики. Тут ситуация пока еще сложнее. Без новых типов батарей ничего не произойдет. Мало того, идеи персонализированных товаров и персонализированной доставки приводят к серьезному снижению утилизации автотранспорта. Компании, организующие сборные перевозки выставляют на столько высокие и неадекватные тарифы, что этого хватает, чтоб заполнять не более 30% емкости. Их автоматизированные системы неадекватны задачам. И собственной заполняемости и точности доставки, ну и срокам. Ну и спиралью на цену.
Пока же идет сильное нарушение прав граждан. Многие муниципалитеты Германии (и других стран ЕС) запрещают эксплуатацию дизелей. При том, что надо понимать – большинство европейских машин с дизелем, это малолитражки от 1 до 1,5 литров, с потреблением от 2х до 6 литров топлива на 100 км. В пересчете на киловатты никакие электромашины не дадут такой низкой энергоемкости. Ну только китайские скутеры.
Что нас ждет. На наш скромный взгляд. Если попытки электрификации продолжатся в том же темпе, да еще с тоталитарными дополнениями – мы получим дополнительный рост стоимости логистики. Каждый год – 2-3%. К стоимости денег, к расходам на обновление. Уже сегодня крупные предприятия в новых контрактах закладываются на будущие расходы.
Обзор различных стартапов говорит нам пока только, что все опыты идут вокруг лития. Пытаются использовать некоторые другие редкоземельные металлы. Но любому, знакомому с курсом физики и химии из советской школы ясно, что необходим некий серьезный прорыв и в редкоземельных элементах его не найти. Да и дешевым не сделать. Ощущение порой такое, что скорее Росатом построит компактный атомный реактор (как минимум для тяжелых грузовиков), чем случится прорыв в сборе возобновляемой, передаче и главное сохранении любой энергии.
Так что вас всех заставят платить за идеи зеленых маньяков. И за всю перестройку логистики. Мы много лет шли к 1 центу за единицу одежды из Китая в Европу, 10 долларов за телевизор из Китая в США, или доллар за ноутбук из Китая в Россию. Теперь покатимся обратно. Ловите.
Новости по теме
-
Перевозки через автомобильные погранпереходы продолжают расти на фоне проблем с вывозом контейнеров на Дальнем Востоке
По данным InfraNews, через двусторонние автомобильные пункты пропуска между Китаем и Россией за январь-август прошло в полтора раза больше грузовых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года
-
Перевозки через погранпереходы Уссурийской таможни в первом полугодии достигли 7,3 млн тонн
Общий грузооборот через погранпереходы Уссурийской таможни, по расчетам InfraNews, вырос на 15%
-
В Калининградской области увеличат вместимость зоны ожидания для автомобилей следующих в Литву
Необходимость увеличения зоны ожидания связана с неритмичностью приема автомобилей литовской стороной и, как следствие, скоплением транспорта вблизи пункта пропуска Чернышевское
Свежие новости
-
Максим Анищенков возглавил «Центр развития портовой инфраструктуры»
Бывший глава «ТрансФин-М» Максим Анищенков 8 октября возглавил «Центр развития портовой инфраструктуры» (ЦРПИ). Соответствующая информация содержится в карточке ЕГРЮЛ компании
-
Компания «Транзит» запустит новый контейнерный сервис из Китая в Московскую область
Первый поезд по новому маршруту отправится с китайской станции Пинхунань провинции Гуандун 30 октября
-
Спрос на метаноловый тоннаж откатился из-за сомнений в достаточности и приемлемости будущего предложения зеленого топлива
Всего по состоянию на начало этой недели объем новых судостроительных заказов для контейнерной индустрии составил 264 судна совокупной вместимостью 3,11 млн TEU
-
DP World впервые покупает собственные контейнеры, чтобы лучше контролировать цепочки поставок своих клиентов
Спрос на контейнерное оборудование динамично растет с начала прошлого года
-
Морские контейнерные терминалы «Глобал Портс» за 9 месяцев нарастили перевалку на 33%
Объем перевалки контейнеров морскими терминалами компании на Балтике за 9 месяцев вырос почти в 3 раза относительно прошлогоднего уровня