Важнейший материал про возврат экспортного НДС при транспортировке экспорта
Правила игры разбирает руководитель арбитражной группы “Коммерсанта” Ольга Плешанова
В России грамотные судебные решения могут подчас завести в тупик. Сейчас серьезной проблемой крупнейших нефтяных компаний стало взыскание с транспортников неосновательного обогащения — в судах десятки исков “Роснефти”, ЛУКОЙЛа, ТНК-ВР на общую сумму около 2 млрд руб. На прошлой неделе, например, арбитражный суд Москвы начал рассматривать иск ОАО “ТНК-ВР Холдинг” к ЗАО “Транспортная корпорация” на 244,1 млн руб., а также удовлетворил похожий иск ТНК-ВР к другому перевозчику на 1,5 млн руб.
Проблема связана с транспортировкой нефти в морской порт, откуда она отправляется на экспорт. Ставка НДС для экспортируемой нефти составляет 0%, но спор идет о том, по какой ставке НДС облагать ее внутрироссийскую транспортировку — по 0% или по 18% с последующим возвратом из бюджета. Федеральная таможенная служба, Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) считают, что транспортировка нефти внутри России облагается НДС 18%, поскольку экспорт начитается только в порту. Нефтяники уплачивали транспортникам 18% НДС, но инспекция по крупнейшим налогоплательщикам N 1 стала отказывать им в его возмещении. Налоговики решили, что нефть следовала в порт уже в режиме экспорта, и ставка НДС здесь 0%.
Суды поддержали инспекцию: с конца 2005 года президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) говорит, что для экспортируемого товара ставка НДС составляет 0%. При этом точкой отсчета, с которой нефть оказывается в режиме экспорта, суды считают дату штампа “Выпуск разрешен”, проставляемого таможенниками на временных грузовых таможенных декларациях (а они оформляются до прибытия нефти в порт). Такая позиция четко сформулирована в постановлении президиума ВАС от 3 ноября 2009 года по делу компании “ТНК-Нижневартовск”. Этот казус на 42,3 тыс. руб. компания чудесным образом выиграла: президиум ВАС обязал возместить НДС, поскольку транспортная компания выставила нефтяникам счет-фактуру на три дня раньше, чем на временной декларации появился штамп таможни.
Но постановление президиума ВАС появилось после того, как сами налоговики проблему с возмещением 18% НДС успели уладить. В феврале 2009 года ФНС сказала, что ставка НДС 0% применяется не с момента проставления таможней штампа на временной декларации, а с момента наливки нефти в танкер в морском порту. В середине прошлого года инспекция перестала отказывать нефтяникам в возмещении НДС и проблема, казалось бы, себя исчерпала. На этом фоне постановление президиума ВАС, формально вынесенное в пользу нефтяников, спутало все карты. Из него следует обратное: после проставления на временных декларациях штампа таможни НДС 18% уплачиваться и возмещаться не должен. Это означает, что в 80-90% случаев нефтяники не могут претендовать на возмещение НДС, поскольку счета-фактуры выставляются обычно после появления на временной декларации штампа “Вывоз разрешен”. Крайними оказались транспортники: нефтяники именно с них стали требовать уплаченные 18% НДС под видом неосновательного обогащения. А вот транспортникам эти деньги уже вряд ли кто-то возместит.
“Коммерсант”
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару
-
В 2024 году Panda Express Line планирует увеличить флот до 20 судов
Судоходная компания Panda Express Line (входит в холдинг «Фининвест») планирует в 2024 году нарастить свой флот с текущих 7 до 20 судов. Такими планами в ходе «Международного контейнерного форума» проходящего в Казахстане 25-26 апреля поделился глава «Фининвеста» Александр Кахидзе
-
HHLA расширяет интермодальный бизнес через покупку австрийского оператора
Roland Spedition имеет около 50 сотрудников, которые работают из двух офисов в Австрии, годовой объем операций составляет около 130 тыс. TEU
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями