Банановый рай
По данным официальной статистики, Россия с начала года сократила импорт товаров на 41%. На этом фоне снижение ввоза фруктов на 6,1% смотрится не столь пугающе. Однако если учесть, что последние пять лет этот сегмент рынка рос в среднем на 12% в год, то можно говорить о двойном откате назад. По западным оценкам, увеличение стоимости российского витаминного набора за время кризиса обогнало средние мировые показатели в 10 раз. По прогнозам экспертов, единственный фрукт, от которого россияне в ближайшее время не откажутся, – это банан. Пишут “Новые Известия”.
Россия – страна лесов, а не садов. Поэтому на долю импорта фруктов перед самым кризисом приходилось 70-80% рынка, который в целом увеличивался на 12-13% в год. В последнее время, отмечают эксперты, из-за снижения доходов население активно переходит с дорогих фруктов на более дешевые. Сейчас, слава Богу, начинается фруктовый сезон, но он у нас короток. К тому же даже летом абрикосы, персики и виноград многим не по карману. По данным международной исследовательской компании AC Nielseen, россияне отдают предпочтение импортным яблокам, бананам и апельсинам. По экспертным оценкам, доля цитрусовых в общем объеме реализованных свежих фруктов увеличилась с 25 до 34%, яблок – с 21 до 30%, а бананы стабильно держат отметку в 20% от общего объема. Доля прочих импортных фруктов, в том числе экзотических, упала с 27 до 10%.
Импортные фрукты россияне любят больше не из-за отсутствия патриотизма. Просто отечественные яблоки, сливы, ягоды хранить отечественный производитель не научился, следовательно, он не может обеспечить торговле ни круглогодичную поставку, ни (как это ни странно) конкурентную цену. Так, еще пару месяцев назад 1 кг киви стоил в Москве 79 руб. против 90 руб. за кило самых дешевых помидоров, а огурцы были вдвое дороже бананов. Да, в конце лета эта пропорция переворачивается благодаря новому российскому урожаю. Но через месяц все вернется на свои места.
По последним экспертным данным, россияне потребляют в год 34 кг фруктов при рекомендуемой норме – 100 кг. Американцы и канадцы одолевают по 126 кг, китайцы – по 50 кг. С начала года, по данным Росстата, розничные цены на фрукты выросли на 15% – из-за падения рубля относительно доллара. И более всего подорожали бананы – на 31%. Однако они по-прежнему остаются самым доступным фруктом, уступая летом по цене только яблокам нового урожая.
Из съеденных россиянином 34 кг фруктов 7 приходится на бананы. Для сравнения: средний американец съедает их 11,5 кг в год, а европеец – 10,5 кг. По прогнозам специалистов, поставки бананов, в отличие от большинства других видов фруктового импорта, будут расти. Ведь на проверку импортеры этого продукта оказываются еще и его производителями.
В прошлом году 25% бананов, проданных нашими компаниями, было произведено на собственных плантациях. Собранные фрукты грузятся на собственные корабли, которые доставляют груз в порты Петербурга или Новороссийска, а далее – собственным автотранспортом доставляются в свои же терминалы. Поступление бананов на прилавки обеспечено с периодичностью раз в неделю. Не мудрено, что при таком подходе никакие другие поставщики фруктов не держат ни цену, ни темп в течение года.
А пока август нас радует изобилием фруктов и низкими ценами, несмотря на колебания курса рубля. Даже поставщики “экзотики”, чтобы не потерять спрос, снижают финансовые аппетиты. Это – ежегодная картина, которая радует недолго.
Всемирная служба BBC, проводящая международный мониторинг цен на продукты, констатирует: с нового года в России ситуация с ценами на овощи и фрукты была едва ли не худшей в мире. Увеличение стоимости российского витаминного набора за время кризиса обогнало средние мировые показатели в 10 раз! При этом за последние месяцы фрукты в России подорожали в среднем на 17%, а овощи – на 11,6%.
Подробности жизни рефрынка и рефлогистика можно узнать здесь.
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Контейнерооборот терминалов в инвестиционном портфеле COSCO за I квартал на 9% выше прошлогоднего
Оборот китайских терминалов корпорации вырос на 11% и составил 17,6 млн TEU. На 7% увеличился оборот терминалов в Европе
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
По данным аналитической платформы Marhelm, за первые три месяца 2024 года были размещены заказы на строительство 97 новых танкеров – это максимум за последние 18 лет. Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее