Реформа монополии — по сценарию монополии

Проект изменений в Уставе железнодорожного транспорта был подготовлен Министерством транспорта РФ по распоряжению правительства, а заключение  было принято на заседании совета при президенте 25 мая. В пояснительной записке к проекту сказано, что он разработан с целью развития конкуренции на железнодорожном транспорте и учета баланса интересов участников перевозчика (основным является ОАО РЖД) и его контрагентов — грузоотправителей, пассажиров. Но совет при президенте сделал противоположный вывод: законопроект не только не устраняет существующие преимущества перевозчика перед контрагентами, но и расширяет круг «таких необоснованных преимуществ». Пишет сегодня «Коммерсант»

Эксперты обратили внимание на то, что новая редакция Устава железнодорожного транспорта позволит РЖД самой ограничивать или прекращать перевозки в случае чрезвычайных обстоятельств (например, эпидемии или военных действий). Сейчас такие ограничения может вводить только государство, а проект предлагает разрешить перевозчику всего лишь уведомлять профильное ведомство о своем решении. В заключении совета говорится также о многочисленных правах перевозчика и ограничении его ответственности. Грузоотправитель обязан производить полную предоплату услуг, при этом будет ограничен в выборе кратчайшего расстояния, скорости перевозки, что напрямую влияет на тариф. За искажение сведений о грузе перевозчик сможет взыскать с отправителя неустойку в размере пятикратной платы за провоз, потребовав вдобавок возмещения убытков. Перевозчик же будет обязан предоставить под погрузку технически исправные вагоны без учета специфики груза, а за просрочку его доставки должен будет заплатить пени в размере до 50% суммы платы за провоз. А за повреждение или утрату груза перевозчик, скорее всего, отвечать не будет, поскольку отправитель груза вряд ли сможет сам доказать вину перевозчика. В отношении пассажирских перевозок эксперты сочли неприемлемым правило, по которому РЖД не восстанавливает потерянные или испорченные билеты. Это, по мнению экспертов, «не соответствует современному уровню технического развития».

Устав железнодорожного транспорта, принятый в 2003 году, привел к спорам в арбитражных судах. Юристы отмечают, что сами грузоотправители судятся с РЖД крайне редко, предпочитая обращаться в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). РЖД является естественной монополией, доля РЖД на рынке железнодорожных перевозок превышает 65%. ФАС периодически выявляет нарушения, обвиняя РЖД в злоупотреблении доминирующим положением, но РЖД в большинстве случаев успешно обжалует решения ФАС в суде. Проблемы связаны, в частности, с взиманием РЖД платежей за операции, которые РЖД обязана проводить без дополнительной оплаты. В таких делах ФАС иногда выигрывает: в 2007-2008 годах суды признали незаконными платежи, которые РЖД потребовала с региональных структур «Русала» за осуществление внутреннего таможенного транзита.

В РЖД согласны с тем, что проект изменений в Уставе железнодорожного транспорта требует доработки, особенно с учетом передачи грузового вагонного парка от РЖД операторским компаниям. Но основные замечания совета при президенте в РЖД отвергают. В компании отмечают, что проект отменяет ряд санкций, предусмотренных для грузоотправителей сейчас. Это «право перевозчика на взимание пятикратных сборов за хранение груза на железнодорожной станции и двукратной платы за пользование вагонами». Кроме того, отмечают в РЖД, в проекте «в десять раз уменьшена ответственность грузоотправителя (грузополучателя) за задержку вагонов под грузовыми операциями». Но главное, на чем настаивают РЖД,— это привлечение перевозчика к ответственности только при наличии его вины, хотя обычно предприниматели отвечают без учета вины. Необходимость льготного режима в РЖД объясняют тем, что перевозчик не может выбирать контрагентов и обязан предоставлять услуги всем, при этом перевозчик несет риск, связанный с транспортом. В РЖД ссылаются также на положения Конвенции о международных железнодорожных перевозках, к которой Россия может присоединиться в ближайшее время.

Источник «Ъ» в Минтрансе сообщил, что проект изменений в уставе разрабатывался «исходя из сложившейся технологии железнодорожной отрасли», а ответственность перевозчика всегда была ограниченной как по российскому, так и по международному праву. «Это связано с повышенными рисками в деятельности перевозчика»,— резюмировали в Минтрансе.

«Коммерсант»

05.06.09 в 6:43 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: