Новый план

Несмотря на то что «Российские железные дороги» (РЖД) еще не представили в Минтранс предложения по формированию Второй грузовой компании (ВГК), некоторые уже известные параметры указывают на то, что ВГК может стать крупнейшим в стране железнодорожным оператором. Эксперты ожидают, что ее создание приведет к росту стоимости железнодорожных перевозок.

Официально РЖД представят Минтрансу предложения по созданию ВГК не раньше второго полугодия 2009 года. Однако некоторые параметры этого проекта уже известны. В частности, планируется, что в состав ВГК будет передано около 230 тыс. вагонов из инвентарного парка РЖД, еще 60 тыс. уйдут «старшей дочери» — Первой грузовой компании (сейчас ее парк насчитывает около 200 тыс. вагонов). С учетом того, что в ВГК также планируется привлекать частников (они могут получить долю в новой компании в обмен на свой подвижной состав), новая компания может стать самым крупным перевозчиком на рынке. Игорь Куротченко из Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) предполагает, что парк ВГК может составить порядка 300—320 тыс. вагонов.

Источник, знакомый с ходом разработки предложений РЖД, рассказал РБК daily о вероятном принципе определения долей в ВГК. Планируется, что будет учитываться не только количество вносимого подвижного состава, но и оценка того, какой доход могут приносить эти вагоны в течение оставшегося периода эксплуатации. Так как потенциальный срок службы вагонов частных инвесторов, благодаря незначительному износу, составит 20—25 лет, в то время как вагонов РЖД — всего пять—восемь лет, соответственно, при распределении долей на один вагон частного оператора может прийтись до трех вагонов монополии. В железнодорожном подразделении группы FESCO компании «Трансгарант» полагают, что данное предложение скорее всего заинтересует банки и лизинговые компании.

В среднесрочной перспективе планируется, что доля ПГК на рынке железнодорожных перевозок составит 28,9%, а ВГК — 29,4%. Михаил Бурмистров из ИА INFOLine полагает, что если существенная часть подвижного состава лизинговых компаний (суммарно им принадлежит более 140 тыс. грузовых вагонов) будет передана в уставный капитал ВГК, структура общероссийского парка грузовых вагонов примет следующий вид: 13% — частные операторы, 13% — грузовладельцы и аффилированные с ними компании, около 10% — лизинговые компании, оставшиеся 64% будут находиться в собственности «дочек» РЖД. По его мнению, в этом случае высокий уровень монополизации приведет к повышению стоимости железнодорожных перевозок и перетоку грузов на альтернативные виды транспорта.

Игорь Куротченко из ИПЕМ также считает, что формирование ВГК повлечет рост стоимости перевозок, в том числе за счет увеличения показателя порожнего пробега, а значит, и себестоимости перевозки. Повышение в первую очередь коснется грузов первого класса, к которым относятся в основном массовые сырьевые и насыпные грузы, составляющие наибольшую часть всего грузооборота. Стоимость перевозки грузов третьего класса, к которым относятся грузы высокой степени передела, а также нефть и нефтепродукты, существенно не изменится, так как этот сектор уже не первый год является конкурентным. Эксперт добавляет, что, с другой стороны, создание ВГК придаст стимул к улучшению качества услуг, которого не было у РЖД при жестком регулировании железнодорожных тарифов.

РБК daily

27.02.09 в 6:03 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: