Продолжаем возрождать судостроение

Государство определилось с планами реформирования российского судостроения. Как следует из пакета документов, который в ближайшее время должен быть утвержден президентом Владимиром Путиным, все российские верфи с портфелем заказов около $12 млрд, будут объединены в четыре ОАО, подконтрольных государству. С частными совладельцами активов госсобственник пока свои планы не обсуждал. А отраслевых экспертов удивляет, что холдинги будут формироваться из успешных верфей и предприятий в предбанкротном состоянии в нагрузку.

InfraNews: Каким образом проведено начисление на всю отрасль $12 млрд. заказов? Если речь идет о периоде до 2015г., то это мало. Если исходить из сегодняшних контрактов по гражданскому судостроению — российским верфям необходимо  до 2009г. построить 45 судов, на общую сумму не более $1,2 млрд. По военным заказам ситуация более запутанная, но их меньше и они никак не больше $1 млрд. в год. Так что при сохранении динамики, с возможным появлением заказов от ВМФ России и судоремонтом — $12 млрд. маловато. Плохо посчитано. А вот делить на ближайшие 8 лет, на столько компаний, такую сумму будет очень сложно. А так, как делят у нас, может вообще никому не достаться.

В распоряжении «Коммерсанта» оказались проекты указов президента и соответствующих постановлений правительства о реформировании российской судостроительной отрасли. Из них следует, что, в отличие от авиаактивов, собранных недавно в Объединенной авиастроительной корпорации, предприятия судпрома будут объединены в семь основных холдингов. Помимо ФГУ «Крыловский государственный научный центр» (научные разработки), ОАО «Российский инжиниринговый центр судостроения» и ОАО «Инжиниринговый центр судостроения ‘Рубин-Малахит'» (разработка проектов) планируется создать еще четыре структуры, в которые будут объединены основные производственные площадки отрасли с портфелем заказов до 2015 года в $12 млрд. Это ОАО «Западный центр судостроения» (Петербург, 100% акций в госсобственности), ОАО «Дальневосточный судостроительный и судоремонтный центр» (Владивосток, не менее 51% акций в госсобственности), ОАО «Центр судостроения ‘ПО «Северное машиностроительное предприятие»‘» и ОАО «Центр судоремонта ‘Машиностроительное предприятие «Звездочка»‘» (оба в Северодвинске, 100% у государства, подробнее см. справку).

По мнению участников рынка, проще всего будет сформировать северные холдинги, так как в них войдут только госпредприятия. Поэтому в состав этих холдингов планируется передать 100-процентные пакеты акций предприятий, не оставляя за собой «золотую акцию», как это будет сделано в западном и дальневосточном центрах, где планируется участие частников. Любопытно, что с ними – Объединенной промышленной корпорацией (ОПК, структура Межпромбанка), Концерном среднего и малотоннажного кораблестроения и компанией «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП) – эти планы, как говорят в компаниях, пока не обсуждались. «Частным акционерам завода не поступали предложения об участии в холдинге,– заявил Ъ директор по судостроению ОАО МНП Михаил Айвазов, дав понять, что государство могло бы и посоветоваться.– Мне представляется, что ‘Красное Сормово’, как изготовителя компонентов для атомных и дизель-электрических подводных лодок, целесообразнее было бы включить в центр в кооперации с ‘Севмашпредприятием'».

InfraNews: Мало того, что акционеров не спросили, «Красное Сормово» явно не туда засунули, еще и черноморские заводы забыли — в Севастополе есть собственность у Министерства Обороны, в Новороссийске. Неясность принципа распределения заводов по новым компаниям, бросилась в глаза всем опрошенным «Коммерсантом» отраслевых экспертов.

Формированием Западного центра судостроения, по сведениям Ъ, по поручению президента РФ займется ФГУП «Рособоронэкспорт». «‘Рособоронэкспорт’ планирует приобрести у Межпромбанка ‘Северную верфь’; для развития этого предприятия мы уже нашли инозаказчика – Алжир, а также планируем подключить завод к постройке фрегатов для Индии, которая ведется на ‘Янтаре'»,– отметил высокопоставленный представитель компании, признав, что «переговоры с владельцем Межпромбанка Сергеем Пугачевым пока зашли в тупик из-за слишком большой цены завода». Пресс-секретарь ОПК Дмитрий Мороченко заявил «Коммерсанту», что ОПК «никогда не получала официального предложения о продаже ‘Северной верфи'».

Создание центра судостроения на Дальнем Востоке вызвано скорее не производственными, а геополитическими соображениями. Ранее первый вице-премьер Сергей Иванов говорил «Коммерсанту»: «Мы хотим всячески развивать Дальневосточный регион в целом. Если там будет развиваться промышленность, значит, туда потечет рабочая сила. Это тоже один из способов немножко укрепить Дальний Восток». По сути, в Дальневосточный судостроительный и судоремонтный центр будут включены все существующие в регионе заводы, однако в большинстве своем в последнее время они не имели заказов.

Участники рынка говорят, что неприятное удивление вообще вызывает объединение в холдинг ликвидных и неликвидных активов. «Наиболее – примерно на 70% – загружено ‘Севмашпредприятие’,– говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.– Предприятия Западного центра судостроения формально строят много, но финансированием обеспечен только ‘Янтарь’. При этом центр получает в нагрузку Средне-Невский и Кронштадтский заводы, которые находятся в очень тяжелом финансовом положении. Что же касается Дальневосточного центра, то загружен на данный момент только Амурский судостроительный завод».

Состав основных судостроительных холдингов по данным «Коммерсанта»

ОАО «Западный центр судостроения» (судостроение): 51% ОАО «Прибалтийский судостроительный завод ‘Янтарь'» (Калининград), 20,96% ОАО «Судостроительный завод ‘Северная верфь'» (С.-Петербург), 33,53% ОАО «Завод ‘Красное Сормово'» (Н. Новгород), по 100% минус одна акция преобразованных в ОАО ФГУП «Адмиралтейские верфи» (С.-Петербург), «Средне-Невский судостроительный завод» (С.-Петербург), «Кронштадтский морской завод» (Кронштадт) и «33-й судоремонтный завод МО РФ» (Балтийск).

ОАО «Центр судостроения ‘Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие»‘» (судостроение): по 100% преобразованных в ОАО ФГУП ПО «Северное машиностроительное предприятие» (Северодвинск), ФГУП «Северное ПО ‘Арктика'» (Северодвинск) и ФГУП СКБ по электрохимии с опытным заводом (Москва), а также 25,1% ОАО «Калужский турбинный завод» (Калуга).

ОАО «Центр судоремонта ‘Машиностроительное предприятие «Звездочка»‘» (судоремонт): по 100% преобразованных в ОАО ФГУП МП «Звездочка» (Северодвинск), ФГУП «Судоремонтный завод ‘Нерпа'» (Снежногорск), ФГУП НПО «Винт» (Москва), ФГУП «Северный рейд» (Северодвинск), ФГУП «10-й судоремонтный завод МО РФ» (Полярный), ФГУП «35-й судоремонтный завод МО РФ» (Мурманск), ФГУП «82-й судоремонтный завод МО РФ» (Росляково), ФГУП «Астраханский судоремонтный завод МО РФ» (Астрахань), ФГУП «1-я судоверфь МО РФ» (Сочи) и ФГУП «5-й судоремонтный завод пограничных войск» (Темрюк).

ОАО «Дальневосточный центр судостроения» (судостроение): 20% ОАО «Холдинговая компания ‘Дальзавод'» (Владивосток), 10% ОАО «Николаевский-на-Амуре судостроительный завод (Николаевск-на-Амуре)», 20% ОАО «Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре)», 100% минус одна акция ОАО НИИ «Берег» (Владивосток), а также по 100% минус одна акция преобразованных в ОАО ФГУП «Дальневосточный завод ‘Звезда'» (Большой Камень), ФГУП «Хабаровский судостроительный завод» (Хабаровск), ФГУП «30-й судоремонтный завод МО РФ» (Шкотово), ФГУП «92-й судоремонтный завод МО РФ» (Владивосток), ФГУП «178-й судоремонтный завод МО РФ» (Владивосток), ФГУП «179-й судоремонтный завод МО РФ» (Хабаровск) и ФГУП «Северо-Восточный региональный центр (Петропавловск-Камчатский)».

InfraNews.ru

01.03.07 в 9:11 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: