Снеговики в полувагонах

 

Минтранс пытается урегулировать конфликты между угольщиками, портовиками и железнодорожниками. Материал «Гудка» на эту тему приводится ниже полностью.

Участники транспортного рынка в замешательстве от нового приказа МинтрансаУтверждённые Минтрансом РФ изменения в правилах железнодорожных перевозок смерзающихся грузов получили неоднозначную оценку участников рынка перевозок.

Поправки в действующий с 1999 года приказ МПС «Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте» вступают в силу 16 февраля.

По словам исполняющего обязанности заместителя директора департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Андрея Тонких, новые правила должны помочь избежать порчи вагонов при перевозке и выгрузке смерзающихся грузов.

По данным инспекции по сохранности вагонного парка ОАО «РЖД», только в прошлом году в российских портах (в том числе при разгрузке смерзшихся грузов) повреждено 27739 вагонов парка ОАО «РЖД». В этом январе — уже 2005 единиц подвижного состава.

Как отметил «Гудку» заместитель начальника Дальневосточного управления Госжелдорнадзора Александр Заботин, новый документ конкретизирует права и обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя.

Так, он защищает перевозчика, получившего к транспортировке уже смёрзшийся груз, — согласно поправкам, грузополучатель обязан предоставить письменное согласие на его приём.

«Зачастую портовики винят отправителей в том, что те грузят переувлажнённый уголь, а железнодорожников — в том, что принимают его к отправке. Корректировка приказа должна положить конец этим жалобам. Ведь теперь, пока порт не даст согласия на приём смерзающегося груза, никто его не отправит», — отметил Александр Заботин.

Кроме того, если отправитель не принял мер к предупреждению смерзания груза и не согласовал с грузополучателем профилактические меры, то перевозчик может отказать в его транспортировке. Однако если перевозчик принял такой груз, то он не вправе высказывать свои претензии, если вагоны при выгрузке были испорчены.

«Таким образом, перевозчик разделяет ответственность с выгружающим вагон получателем за повреждения парка, возникающие при разгрузке», — говорит начальник отдела надзора за опасными грузами и чрезвычайными ситуациями Дальневосточного управления Госжелдорнадзора Сергей Кожемяченко.

Однако в приказе оговаривается тот факт, что если профилактика смерзания оказалась неэффективна (то есть уголь, песок, гравий, руда, несмотря на профилактические меры, всё-таки замерзли), получатель обязан принять меры по сохранности подвижного состава при его выгрузке.

На сети РЖД надеются, что теперь и отправители груза, и его получатели будут бережнее обращаться с вагонами.

«Мы будем требовать от грузополучателей, чтобы они использовали средства восстановления сыпучести груза — рыхлители, виброустановки. Ведь некоторые получатели мёрзлого угля, не имея специальных инструментов, очищают вагоны кувалдами и тем самым повреждают подвижной состав», — говорит начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Северной дороги Андрей Зыбкин.

А в портах, отмечают на Дальневосточной и Октябрьской магистралях, должны наконец-то появиться тепляки и другая согревающая техника. И жёсткая грейферная выгрузка тогда будет использоваться реже. Однако при этом железнодорожники указывают и на явные недостатки документа.

«В той его части, которая касается порчи подвижного состава, говорится о том, что описание всех дефектов вносится в акт приёма вагона общей формы, который составляют на месте получения груза. И зачастую их составляют неверно. Из-за этого в суде мы проигрываем дела о порче вагонов. Однако новая редакция эту проблему обошла стороной. Здесь нет конкретики в части составления актов общей формы», — замечает заместитель начальника службы перевозок по портам Октябрьской дороги Анатолий Петров.

В свою очередь, грузополучатели считают, что пункты приказа противоречат друг другу.

«Например, там появилась такая формулировка, как «промывка» вагонов. Но как промыть полувагон? Это же открытый подвижной состав! Это что же получается, что мы теперь должны мыть вагоны после угля и смерзшихся грузов? Как ни очищай вагон от остатков отсыпных навалочных грузов, технологически что-то будет в нём оставаться. Но о них в документе нет ни слова. В правилах не прописано точное определение «остатки груза». И это может означать, что, если вагон не будет блестеть, на нас будут налагаться штрафные санкции? В документе много не совсем однозначных формулировок. Это и настораживает. Непонятно, какие от них будут последствия», — говорит заместитель генерального директора по коммерческой работе ОАО «Мурманский морской торговый порт» Ирина Чеханюк.

Отправители груза считают, что грузополучатели оказались в куда более привилегированном положении. «Новый приказ ещё раз даёт понять, что ответственность перевозчика и грузополучателя сводится к минимуму и все шишки упадут на нас», — говорит инженер цеха транспорта и отправлений шахты «Котинская» ОАО «СУЭК-Кузбасс» Иван Рохлин.

Видят в новых поправках ущемление своих прав и воркутинские угольщики. «В приказе говорится, что перевозчик может отказать в приёме груза к перевозке, если при выборочной проверке обнаружится, что отправителем не были применены согласованные получателем профилактические меры и средства от смерзания грузов. Сразу возникает вопрос — а насколько компетентны окажутся специалисты, которые будут решать, отказать в приёме груза или нет?», — говорит начальник управления по сбыту и транспорту угля ОАО «Воркутауголь» Ярослав Сергенюк.

В Госжелдорнадзоре уверены, что понадобится как минимум год, чтобы понять, насколько эффективны поправки. «Изменения своевременные и правильные, но только практика выявит, как документ будет работать. Жизнь показывает, что при общении двух субъектов перевозок возникают различные коллизии. Но теперь у железнодорожников и портовиков появится новый повод сесть за стол переговоров и без вмешательства контролирующих органов предпринять всё необходимое для если не полного прекращения порчи вагонов, то существенного её снижения», — резюмировал Александр Заботин.

Между тем далеко не все участники рынка хотят тратить время на переговоры и просят Минтрас избавить их от проблем.

«Государство в лице Минтранса должно вообще избавить от какой-либо ответственности грузополучателей, перевозчиков и грузоотправителей. Проще создать контролирующий орган, который, проследив за всеми этапами, конкретно скажет, чья вина порчи вагонов в том или ином случае», — предложил Иван Рохлин.

12.02.09 в 7:36 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: