Импорт ТНП стабилен, промышленный падает
Первые итоги 2008 года во внешней торговле, подведенные ФТС, показывают: российский импорт промышленных товаров, существенно сократившийся в последние месяцы года, оказался много более гибким, чем потребительский. Последний по большинству позиций, в первую очередь по продовольствию, продолжал расти и в ноябре, и в декабре. Это, вероятно, потребует от ЦБ большей резкости в курсовой политике: экономика вступает в 2009 год с отрицательным счетом сальдо платежного баланса. Пишет “Коммерсант”.
Федеральная таможенная служба (ФТС) подвела первые итоги внешней торговли 2008 года — импорт из стран дальнего зарубежья в январе—декабре составил $230,4 млрд, что на 35,6% больше, чем в 2007 году. Однако годовые темпы прироста были бы гораздо большими, если бы не вызванное кризисом падение объемов импорта в ноябре—декабре — в последние два месяца года 40-60-процентный прирост объемов ввоза в сравнении с аналогичным периодом 2007 года сменился снижением на 2-3% в месяц.
В декабре 2008 года стоимостный объем импорта из стран дальнего зарубежья составил $19,1 млрд — на 1,8% меньше, чем годом ранее ($19,45 млрд). В ноябре, когда объемы ввоза составили $17,2 млрд, падение было еще более существенным — минус 2,8% к такому же периоду 2007 году. Ситуация этих двух месяцев минувшего года разительно отличается от итогов предыдущих десяти, когда импорт из стран дальнего зарубежья бурно рос — его месячные объемы во втором-третьем квартале колебались на уровне $20-23 млрд, а темпы прироста к аналогичному периоду 2007 года достигали 60%.
Тогда этот рост в основном носил “производственный” характер, поскольку был связан с увеличением закупок машин и оборудования, составляющих более половины всего импорта. Зеркальное сокращение импорта происходило в тех же секторах. По данным ФТС, предновогоднее декабрьское сокращение не затронуло потребительский сектор, а связано прежде всего с уменьшением закупок предприятиями машиностроительной (на 7%) и химической (на 5,6%) продукции. Закупки продовольствия и сырья для его производства по сравнению с декабрем 2007 года даже несколько подросли — на 4%. По группе продовольственных товаров снижение зафиксировано лишь по алкогольным и безалкогольным напиткам (на 17%), по сахару (18,5%) и молочным продуктам (13%) — вряд ли это определялось макроэкономическими факторами.
Более общие данные по другим показателям внешней торговли ФТС вчера представила пока по итогам января—ноября. Оборот за 11 месяцев составил $685,3 млрд. Их них экспорт — $439,5 млрд, импорт (в отличие от данных декабря включает страны СНГ) — $245,8 млрд. По этим трем показателям по сравнению с январем—ноябрем 2007 года зафиксирован прирост на уровне 40%. Однако в ноябре объемы оборота, экспорта и импорта значительно отстали от показателей 2007 года — уменьшение составило соответственно 13%, 17% и 6%. Положительное сальдо внешнеторгового баланса РФ в январе—ноябре 2008 года достигло $193,7 млрд — плюс 42% к такому же периоду 2007 года, когда превышение экспорта над импортом составило $136,2 млрд. Отдельно за “кризисный” ноябрь положительное сальдо составило всего $10,6 млрд против $15,5 млрд за ноябрь 2007 года и $20 млрд за летние месяцы 2008 года.
Напомним, еще в октябре 2008 года импортеры отрицали какое-либо существенное влияние кризиса на объемы закупок импорта, а воздействие на ситуацию курсовой политики ЦБ можно было предполагать только в декабре 2008 года. Можно констатировать, что промышленный импорт оказался много более гибким, чем потребительский, при том что их объемы, особенно с учетом импорта автомобилей, учитывающихся в российской статистике по категории “импорт продукции машиностроения”, сопоставимы друг с другом. Таким образом, по крайней мере половина объемов импорта в РФ оказалась крайне неэластичной по отношению к девальвации и девальвационным ожиданиям.
Сальдо текущего счета платежного баланса было близко к нулю в декабре 2008 года, причем в большей степени — из-за сокращения импорта. Учитывая, что сальдо “схлопывалось” в основном из-за сокращения экспорта, ЦБ и Минфину придется предпринимать в начале 2009 года чрезвычайные усилия для того, чтобы не тратить международные резервы на оплату потребительского импорта.
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару