Цена Трансконтейнера – мнение центральной прессы

Важное | Новости | Февраль 26, 2007, 9:20

www.infranews.ru уже сделало свою оценку продаваемого Трансконтейнера. Сегодня это делает центральная деловая пресса. Нами выделены наиболее интересные моменты.

Ведомости

О том, что РЖД договаривается с ЕБРР о продаже примерно 10% акций “Трансконтейнера”, “Ведомостям” рассказали два топ-менеджера госкомпании. Принципиальная договоренность с банком уже есть, осталось решить вопрос цены, уточняет один из них. Оценка “Трансконтейнера” практически готова, а сама РЖД считает, что “Трансконтейнер” может стоить $1-3 млрд. Хотя ЕБРР еще до начала оценки говорил о том, что готов заплатить примерно вдвое меньше, чем “представляет себе РЖД”, вспоминает другой собеседник “Ведомостей”.

РЖД обсуждает продажу небольшого пакета акций “Трансконтейнера” серьезному институциональному инвестору, в том числе и ЕБРР, заявил “Ведомостям” президент РЖД Владимир Якунин. Такая сделка, по его словам, помогла бы справедливо оценить “Трансконтейнер”. Кроме того, статус ЕБРР привлечет в будущем и других серьезных покупателей оставшихся акций “дочки” (всего РЖД собирается продать до 49% акций “Трансконтейнера”). Представители ЕБРР от комментариев отказались. Но еще в декабре глава банка Жан Лемьер заявлял об интересе ЕБРР к покупке акций “дочек” РЖД.

Дальнейшая продажа акций “Трансконтейнера” возможна как на конкурсе, так и через биржу — все варианты обсуждаются и никаких ограничений ни для одного из них нет, говорит Якунин. Продажа всего 49%-ного пакета может состояться до конца года, добавляет он. Впрочем, с продажей оставшихся 39% РЖД может и подождать, уточняет один из менеджеров монополии. Ведь к 2008-2009 гг. стоимость “Трансконтейнера” может вырасти в два-три раза.

В любом случае окончательное решение по сумме и форме продажи акций будет принимать совет директоров РЖД, напоминает Якунин. А на совет сделка будет вынесена только после утверждения оценки и завершения переговоров с возможными покупателями.

Публичных компаний — аналогов “Трансконтейнера” в мире нет. Но чаще всего российских железнодорожных операторов сравнивают с американскими. Правда, и в США транспортные компании, работающие на железных дорогах, оцениваются рынком неоднозначно. Так, у американской BNSF, которая по аналогии с РЖД владеет инфраструктурой, по данным Dow Jones, отношение капитализации к чистой прибыли (P/E) превышает 16,4. А у JB Hunt Transport Services, которая почти треть выручки получает от интермодальных перевозок, включая контейнерные, — P/E равно 19,4. При таком сравнении получается, что “Трансконтейнер” на конец прошлого года стоил $1,2-1,4 млрд. Два менеджера российских транспортных компаний оценивают “дочку” РЖД в $1-2 млрд.

Коммерсант

Как ранее говорил Ъ Владимир Якунин, от продажи долей в дочерних компаниях, кроме грузовой, ОАО РЖД планирует выручить в целом около 150 млрд руб.  Какую долю в этих доходах обеспечат 49% акций “Трансконтейнера”, ни в самой компании, ни в ОАО РЖД предположить пока не берутся. “В настоящий момент происходит переоценка стоимости компании, поскольку темпы роста ее финансовых показателей превысили плановые расчеты”,– сообщил пресс-секретарь “Трансконтейнера” Олег Смолин.

В то же время, например, только имущество “Трансконтейнера” может быть оценено по рыночной стоимости в размере не менее $1,7 млрд. А один из участников рынка отметил, что в этом бизнесе приблизительно оценить компанию можно на уровне двукратной выручки. Финансовые итоги работы “Трансконтейнера” в 2006 году еще не подведены даже предварительно. Ранее специалисты ОАО РЖД прогнозировали выручку компании в прошлом году на уровне 33 млрд руб., то есть исходя из этого показателя “Трансконтейнер” может стоить около $2,5 млрд.

Глава SeaNews Марина Белоглазова наиболее вероятными покупателями “Трансконтейнера” считает иностранные логистические компании. В частности, японскую NYK, которая сейчас активно выходит на российский рынок. Из отечественных компаний интерес к “Трансконтейнеру” уже подтвердило ОАО “Северстальтранс”. “Мы считаем ‘Трансконтейнер’ очень серьезным активом, и, конечно, он будет интересен инвесторам, в том числе и нашей компании”,– сообщили Ъ в пресс-службе “Северстальтранса”. В числе возможных претендентов на долю в “Трансконтейнере” отраслевые эксперты называют и группу “Промышленные инвесторы” Сергея Генералова. Однако вчера подтвердить или опровергнуть свой интерес в группе не смогли – в том числе и потому, что пока не известна ни стоимость “Трансконтейнера”, ни способ продажи ее акций.

Между тем источники Ъ в ОАО РЖД говорят, что 49% акций “Трансконтейнера” вряд ли будут проданы единым лотом или даже двумя-тремя крупными пакетами. По данным собеседника Ъ, один стратегический инвестор “не получит более 10% акций ‘Трансконтейнера'”. Источник Ъ также не исключил проведения IPO компании. Отметим, что на днях делегация менеджеров ОАО РЖД при участии гендиректора “Трансконтейнера” Петра Баскакова отправилась в Лондон. По данным Ъ, результатом этой поездки может стать договоренность о вхождении в капитал “Трансконтейнера” одного из крупных международных банков.

РБКdaily 

Купить кусочек столь интересного и перспективного бизнеса захотят многие. «Скорее всего, это будет хорошо известная на транспортном рынке компания, — сказал РБК daily гендиректор экспедиторской компании «ТИС-Регион» Андрей Голубчик. — Таких немного. Сегодня наиболее активны в наращивании своих транспортных мощностей компания «Северстальтранс» и группа «Промышленные инвесторы».  Вице-президент инвестиционно-банковского департамента ИК «Финам» Роман Семчишин отмечает, что этот актив представляет интерес для развивающихся логистических компаний, в частности, заметно активизировавшегося в последнее время «Дальневосточного морского пароходства» (ДВМП, основным акционером которого являются «Промышленные инвесторы»). «Акции «Трансконтейнера» могут быть интересны финансовым институтам или крупным транспортным компаниям, которые хотят наладить контейнерные перевозки. Например, «Северстальтрансу», — говорит, в свою очередь, председатель совета директоров ОАО «Дальневосточная транспортная группа» Раиса Паршина.

В «Промышленных инвесторах» от комментариев отказались. «Трансконтейнер» — весьма привлекательный актив, и предложение РЖД будет интересно для нашей компании», — сказала РБК daily пресс-секретарь ОАО «Северстальтранс» Анна Вострухова. В ряде других крупных транспортных компаний, опрошенных РБК daily, пока не готовы признаться в интересе к акциям «Трансконтейнера». «Мы не планируем приобретение акций «Трансконтейнера», — сказал РБК daily и.о. гендиректора ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков. — Сейчас мы пытаемся просчитать экономический эффект перевозок в контейнерах и пока еще не определили для себя, стоит ли заниматься этим видом бизнеса». «Мы не рассматриваем приобретение 49% акций, нам интересна покупка только 51% акций «Трансконтейнера», — отметила Раиса Паршина. — 49% акций не позволят нам влиять на операторский бизнес и управление, а просто инвесторами мы быть не хотим».

Впрочем, эксперты не исключают и появления других претендентов на акции «Трансконтейнера». Так, по словам эксперта-аналитика отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Тиграна Саакяна, в качестве покупателей акций «Трансконтейнера» вполне могут выступить крупные международные транспортно-логистические компании, желающие оптимизировать грузопотоки и увеличить свое присутствие на российском рынке.

В любом случае покупателю акций «Трансконтейнера» придется инвестировать в этот актив кругленькую сумму. Как пояснил корреспонденту РБК daily Роман Семчишин, 49% акций «Трансконтейнера» будут стоить не менее 80—100 млн долл.

В то же время сделки по продаже части контейнерной «дочки» РЖД не стоит ждать раньше второй половины года. Как рассказал корреспонденту РБК daily пресс-секретарь ОАО «Трансконтейнер» Олег Смолин, финансовая оценка компании будет завершена в апреле—мае этого года.

InfraNews: Картинка получается следующей. InfraNews практически верно определило стоимость компании. ЕБРР является первым претендентом на 5-15% пакет компании. Кроме того, кандидатами на покупку являются самые известные транспортные группы – но, скорее всего, чтобы сделать подобное приобретение им придется многое заложить – а многое у них уже и так заложено.

Иностранцы, называемые некоторыми агентствами – и в мировом масштабе контейнерного бизнеса и тем более на российской поляне выглядят не очень серьезно. NYK на слуху, только благодаря своему будущему контракту на перевозку комплектующих для Toyota.

Так что в бой пойдут финансисты и совершенно посторонние для транспортного бизнеса инвесторы.

P.S. Специально для Трансконтейнера и его управленцев. Необходимо согласовывать показания. А то, топ-менеджмент РЖД рассказывает, что оценка компании уже готова, а пресс-служба Трансконтейнера обещает ее только в апреле. Впрочем, рассказывать о необходимости переоценок в следствия улучшения финансовых показателей, также преждевременно, ведь первого отчета пока никто не видел. А его длительное отсутствие уже вызывает подозрения.

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости