Импорт догоняет экспорт
Вчера Федеральная таможенная служба (ФТС) опубликовала с существенной задержкой статистику внешней торговли РФ за январь—октябрь 2008 года. Данные об импорте и экспорте октября были ключевыми для оценки того, как отреагирует внешняя торговля РФ в торговом балансе на резкое падение экспортных цен на нефть и металлы, а также на кредитное сжатие сентября—октября 2008 года. Напомним, сентябрьские данные (см. “Ъ” от 11 ноября) показали, что на старте финансового кризиса потоки импорта снижались крайне медленно. Октябрьские данные продемонстрировали минимальное снижение: падение экспорта в октябре составило 11,2%, импорта — всего 2,5% к предыдущему месяцу. По оценке же Минэкономики, процитированной “РИА Новости”, внешнеторговое сальдо РФ в октябре сократилось по сравнению с сентябрем почти на 52%, до $7,9 млрд (методики ФТС и Минэкономики расходятся, ФТС не учитывает импорт и экспорт услуг — сальдо по услугам устойчиво отрицательно и росло с сентября 2008 года). Пишет “Коммерсант”
Как показывают первые косвенные данные о состоянии промпроизводства и экспорта в ноябре 2008 года, в следующем месяце картина не поменялась принципиально, но падение экспорта было намного большим. Пик падения в промышленности пришелся на черную металлургию и нефтяную отрасль, где сокращались и физические, и денежные объемы поставок. В то же время падение объемов перевозки импортных грузов по железной дороге составило 30,4% на уровне общего падения по основным экспортным грузам (InfraNews – не совсем показательные цифры – по системе РЖД перевозится не более 20% импортных грузов РФ). Напомним, в октябре 2008 года на объемы импорта еще не влияла изменившаяся в ноябре курсовая политика ЦБ, импортеры отрицали снижение поставок импортных потребительских товаров, не отмечая и существенного сокращения потребительского спроса (импорт потребительских товаров традиционно растет в конце календарного года, как и оборот розничной торговли).
Так или иначе, но сокращение экспорта, опережающее сокращение импорта, происходило на фоне снижения нефтяных цен в ноябре — это и определило сокращение сальдо внешней торговли на 24 (оценка ФТС)—52% (оценка Минэкономики). Цены на нефть падали в ноябре и начале декабря 2008 года большими, чем в октябре, темпами. Таким образом, сальдо торгового баланса по итогам ноября будет практически неизбежно отрицательным — в случае с ФТС “обнуление” сальдо с большей вероятностью будет зафиксировано по итогам декабря 2008 года. Напомним, еще летом 2008 года прогнозы сокращения сальдо торгового баланса считались фантастическими: столь быстрого уравнивания объемов импорта и экспорта не ожидал никто, наиболее смелые прогнозы предсказывали эту ситуацию на вторую половину 2009 года причем в основном за счет продолжения темпов роста импорта на уровне 40-50% в год.
Данные о состоянии сальдо торговли поступают в первую очередь в ЦБ и Минэкономики — теперь уже очевидно, что решение Банка России об “управляемой девальвации” российского рубля было принято во многом для того, чтобы не тратить международные резервы, и без этого сокращающиеся из-за оттока капитала и роста спроса на доллары и евро, на оплату новогоднего импорта. Однако в этой стратегии вряд ли было заложено падение цен на Urals с начала октября — вчера цены на российскую нефть составляли $35 за баррель при $55-60 в конце октября и $45 в конце ноября. Удар по торговому балансу продолжится и в январе 2009 года, когда будет исполняться значительная часть экспортных контрактов по Urals. Кроме того, снижение цен на экспортный газ “Газпрома” также ухудшит ситуацию и с торговым, и в итоге платежным балансом. В любом случае для ЦБ поддержание курса российского рубля даже на нынешних уровнях выглядело бы полностью бессмысленным. Происходящее делает практически неизбежным новые раунды “управляемой девальвации” в декабре 2008 года и январе 2009 года: уже нынешняя политика Банка России вызвала вчера снижение суверенного рейтинга РФ агентством S&P. Поддерживать “мягкое” снижение импорта в Россию для ЦБ было бы слишком опасным.
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году
-
Контейнерооборот портового комплекса Антверпен-Брюгге восстановился до уровня начала 2022 года
Согласно сообщению администрации порта, объемы начали восстанавливаться в феврале, а в марте оборот вырос до рекордного за период с марта 2021 года
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров