РЖД не выполняет своих обещаний, но требует новых расходов с других

 

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) предложило частным операторам подвижного состава отдать монополии в управление их полувагоны. Эта инициатива появилась после того, как региональные власти массово начали обвинять ОАО РЖД в срыве доставки угля на электростанции в преддверии отопительного сезона. Но вагонов ОАО РЖД просто не хватает, а дорого возить уголь в операторском составе грузоотправители не хотят. Операторы пока не в курсе предложений ОАО РЖД, но сомневаются, что заинтересуются ими. Пишет «Коммерсант».

Вчера ОАО РЖД распространило сообщение о том, что с начала года существенно изменилась структура вагонного парка на перевозках угля. Если в январе доля полувагонов ОАО РЖД составляла порядка 80%, то к сентябрю она снизилась до 56%, а оставшиеся 44% вагонов принадлежат частным операторам. В результате того, что перевозками сейчас управляет большое число собственников, пишет ОАО РЖД, подвижной состав используется менее эффективно, усугубляя последствия дефицита вагонов на рынке. «Собственники не спешат задействовать свои резервы под низкодоходные перевозки — их вагоны простаивают в ожидании более выгодных грузов, что приводит к общим потерям погрузочных ресурсов на сети»,— приводятся в сообщении ОАО РЖД слова старшего вице-президента компании Вадима Морозова. Для решения этих проблем и прежде всего перевозок угля для обеспечения зимнего отопительного сезона ОАО РЖД предлагает владельцам подвижного состава заключить договор о передаче вагонного парка в управление перевозчика. В монополии утверждают, что проекты типовых агентских договоров с собственниками вагонов уже подготовлены.

Рассказать об условиях этих договоров в ОАО РЖД отказались. Не имеют представления об этом и крупнейшие операторы подвижного состава. В Первой грузовой компании (ПГК, 100% принадлежит РЖД, оперирует около 50 тыс. полувагонов) и Новой перевозочной компании (входит в холдинг Globaltrans, считается крупнейшим частным оператором полувагонов после ПГК, оперируя около 15 тыс. единиц) конкретных предложений от ОАО РЖД не получали. «Предложение выглядит своевременным, если оно нам поступит, мы его рассмотрим»,— говорит управляющий директор компании «Трансгарант» (входит в транспортную группу FESCO и управляет 6,5 тыс. полувагонов) Алексей Гром. Вице-президент FESCO по железнодорожным операциям Сергей Гущин полагает, что, «скорее всего, ОАО РЖД обращается к некрупным операторам или просто собственникам полувагонов, которые закупили подвижной состав, пользуясь благоприятной конъюнктурой рынка в последние два года, но не планировали им управлять». По словам топ-менеджера, «Трансгарант» «вполне эффективно управляет своим парком и ни один из полувагонов не простаивает».

ОАО РЖД выступило с предложением к операторам после резкого обострения ситуации в перевозках угля. Еще несколько недель назад топ-менеджеры монополии рассказывали «Ъ», что главы регионов и полпреды президента пишут письма премьеру Владимиру Путину, вице-премьеру Игорю Сечину и профильным министерствам с жалобами на ОАО РЖД и требованием обеспечить завоз угля на электростанции. По данным властей Кузбасса, на складах угольных предприятий скопилось более 18 млн тонн угля, что превышает тройной допустимый нормативный запас. Только у «Южного Кузбасса» (входит в группу «Мечел») на складе около 3 млн тонн угля, почти 20% от годовой добычи, сообщил «Ъ» источник в компании. Но инвентарного парка ОАО РЖД, которое возит уголь по гостарифам, в пик перевозок накануне зимнего сезона просто не хватает. Многие угольщики пользуются услугами ПГК, но у нее тарифы примерно на 30% выше — прежде всего потому, что частный оператор платит тариф за порожний пробег вагонов, а для инвентарного таких затрат нет. В ОАО РЖД объясняют нехватку инвентарных вагонов обязательствами по исполнению госзаказа.

Глава исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что предложением принять в управление частные вагоны ОАО РЖД пытается решить свои политические и финансовые проблемы. В монополии не смогли уточнить, собирается ли она взимать плату за управление частным парком. Источник «Ъ» в компании лишь уточнил, что даже под управлением ОАО РЖД частные вагоны не будут поставляться по тарифам инвентарного парка. То есть проблема разницы в стоимости перевозок не будет решена. Есть лишь надежда, что повышение эффективности управления парком заставит частных операторов несколько снизить тарифы. Но сами они в неофициальных разговорах удивляются предложению ОАО РЖД, отмечая, что «непонятно, зачем тогда проводилась реформа с переходом значительной части парка к частным операторам».

17.10.08 в 10:56 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: