Импортные запчасти подешевеют на 30% и перейдут к цивилизованой логистике
Арбитражный суд Москвы создал важный прецедент, поддержав компанию, занимающуюся параллельным импортом фирменных автозапчастей. Вопреки требованиям таможенников и официальных дилеров Honda и Nissan суд признал законным ввоз в Россию запчастей без разрешения производителей. Параллельный импорт может привести к изменению структуры рынка автокомпонентов и снижению цен на них у официальных дилеров.
В распоряжении “Ъ” оказалось решение арбитражного суда Москвы, который 10 сентября отклонил требование Выборгской таможни о конфискации автозапчастей Honda и Nissan. Партию из 243 наименований пыталось ввести в Россию ООО “Автологистик”, не являющееся уполномоченным импортером японских компаний Honda Motors Co. и Nissan Motor Co. Таможенники и официальные дистрибуторы японских компаний в России (“Хонда Мотор Рус” и “Ниссан Мотор Рус”; в деле они были третьими лицами) решили, что “Автологистик” незаконно использует товарные знаки, которыми маркирован ввозимый товар. 27 марта Выборгская таможня изъяла товар и обратилась в суд, требуя привлечь “Автологистик” к ответственности по ст. 14.10 Кодекса об административных правонарушениях. Эта статья предусматривает конфискацию товара и штраф в размере 30-40 тыс. руб. за незаконное использование товарного знака.
В суде представители “Автологистика” доказали, что ввозимые автозапчасти являются подлинными товарами японских компаний, и суд решил, что конфисковывать можно только контрафактные товары. Судья сослался на ст. 1515 Гражданского кодекса (ГК), которая говорит о незаконном использовании товарного знака именно в отношении контрафактных товаров.
“Это первое решение в пользу параллельных импортеров, вынесенное судом после вступления в силу с 1 января четвертой части ГК”,— утверждает представитель “Автологистика” в суде Анатолий Семенов. По его словам, последние несколько лет судебная практика складывалась против неофициальных дилеров, суды при этом ссылались на закон о товарных знаках в редакции 2002 года, запрещающий ввозить товар без соответствующей лицензии. “Но теперь этот закон утратил силу, а в четвертой части ГК такого запрета нет”,— говорит юрист.
Автодилеры опасаются, что решение суда изменит структуру рынка запчастей и порядок ценообразования. “Производители фактически потеряют контроль над распространением и ценообразованием своей продукции (сейчас объем комплектующих, их сертификация рассчитывается и лимитируется отдельно на каждую страну)”,— объяснил совладелец Genser Игорь Пономарев. По его оценкам, сейчас не менее 30% чистой прибыли автодилеров приходится на реализацию запчастей.
По данным аналитического агентства “Автостат”, рынок автомобильных компонентов в России существенно отличается от общемирового. В мировой практике около 70% рынка приходится на компоненты, используемые для производства автомобилей на конвейере, около 30% — на запчасти для продажи через сервис и магазины. В России соотношение обратное: 25% приходится на компоненты для производства, 75% — на запчасти. По итогам 2007 года объем рынка автомобильных материалов, компонентов и запчастей в России оценивается в сумму $32,7 млрд, при этом на долю запчастей приходится около $24,8 млрд.
Параллельные импортеры могут получить долю на рынке за счет более низкой цены на ввозимые ими оригинальные детали, предположил топ-менеджер крупного автодилерского холдинга. “Если сравнивать наценку официальных импортеров и параллельных к цене производителя, то в первом случае это почти 55%, а во втором — 30-35% (более низкая наценка не покроет издержки)”,— говорит собеседник “Ъ”. Владелец другой дилерской компании предположил, что официальным импортерам, возможно, придется пересмотреть порядок ценообразования: “Если судебная практика сложится в пользу параллельных импортеров, то и сами автодилеры смогут закупать компоненты напрямую, без посредника-импортера”.
Юристы считают, что параллельный импорт позволит потребителям сравнивать цены и требовать их снижения официальными дилерами. “Завышение ими цен можно рассматривать как создание для покупателя обременительных условий, которые суд может признать недействительными”,— говорит заместитель гендиректора компании “Право и консультации” Павел Монаков. Кроме того, официальными дилерами может заинтересоваться Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Она уже подготовила законопроект, позволяющий наказывать за “злоупотребление рыночной властью” компании, формально не являющиеся монополистами (см. “Ъ” от 4 сентября). “Сейчас ФАС ничего сделать не может, поскольку нельзя доказать монополизм официальных автодилеров. Поправки же направлены на то, чтобы можно было пресекать завышение цен без учета доминирующего положения на рынке”,— объясняет господин Монаков.
Коммерсант
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
На американском рынке растет спрос на перевозки в стандартных ISO контейнерах
Опережающий рост спроса в сегменте международных интермодальных перевозок в первом квартале текущего года обусловлен динамичным ростом спроса на контейнерный импорт в США в ситуации активного восполнения запасов импортерами
-
Российские производители гороха воспользовались отменой пошлины в Индии
Производственно-коммерческая компания «Новосибирскхлебопродукт» в апреле отправила из Владивостоксого морского порта в индийский порт Калькутта первую партию российского гороха. Как пояснил InfraNews генеральный директор компании Сергей Соколов, причиной для активизации поставок стало обнуление Индией ввозной пошлины на горох, связанное с низким урожаем этой культуры в стране
-
ВТО прогнозирует возобновление роста объемов мировой торговли товарами в 2024 и 2025 годах
Прогнозируя восстановление роста в 2024-2025 годах ВТО делает оговорку, что условием для реализации этого прогноза является отсутствие новых резких скачков цен на продовольствие и энергоносители в случае усиления региональных конфликтов и геополитической напряженности
-
Риски для судоходства в Красном море толкают вверх цены и ставки чартера контейнеровозов
Рост цен сопровождался увеличением доходности операций. Так суточная ставка по годовому контракту тайм-чартера контейнеровоза класса Handysize увеличилась за первые 3,5 месяца года на 39,4 % с 9,28 тыс. долларов по состоянию на 1 января 2024 года до почти 13 тыс. долларов в сутки в настоящее время
-
Спотовые ставки Азия-Европа продолжают снижаться
Спотовые ставки на доставку контейнеров из Азии на ключевые потребительские рынки условного запада продолжают снижаться