ФАС борется
В распоряжении «Ведомостей» оказался доклад «О состоянии конкуренции в России», подготовленный Антимонопольной службой (ФАС) и уже внесенный в правительство. Его будет представлять премьеру Владимиру Путину руководитель службы Игорь Артемьев. Совещание должно было пройти 24 июня, но его перенесли, говорит чиновник правительства.
Состояние конкурентной среды в России улучшается, считает ФАС. Рынок в высокой степени открыт для импорта, административное давление снижается, идет приватизация, из монополий выделяются конкурентные секторы. Однако до сих пор в неконкурентной среде работает около 20% предприятий, говорит начальник управления ФАС Алексей Сушкевич. Зато еще 20% сталкиваются с высокой конкуренцией.
Концентрация
Несмотря на конкуренцию, крупнейшие компании России становятся еще крупнее, обеспокоена ФАС, называя их рост «гипертрофированным». В 2003 г. 10% ВВП обеспечивали 52 компании, а в 2006 г. – только 11 компаний, подсчитал Росстат (см. графики на стр. А3). Но Росстат считает дочерние компании холдингов по отдельности. И учитывая, что большинство сделок последних лет – купля-продажа контрольных пакетов, реальная концентрация еще выше, пишет ФАС. За последние 10 лет Россия по этому показателю смогла приблизиться к уровню развитых стран, отмечает Сушкевич.
Разрешения на слияния и поглощения дает компаниям та же ФАС. Среди них слишком много (40%) внутриотраслевых, явно ослабляющих конкуренцию, недовольно ведомство Артемьева. Выше всего доля таких сделок в отрасли связи (100%), электроэнергетике (75%), машиностроении и пищепроме (по 60%).
Основные угрозы
Главные угрозы – госкорпорации, естественные монополии, риск появления картелей, антиконкурентные действия власти, перечисляет ФАС.
Вред госкорпораций в том, что им передаются государственные функции, говорится в докладе. Так, госкорпорация ЖКХ распределяет средства федерального бюджета, фактически дублируя функции госвласти. А «Ростехнологии» будут участвовать в реализации экспортно-импортной политики. При этом прибыль госкорпораций не подлежит распределению, а правила раскрытия менее жесткие, чем у АО, констатирует ФАС.
Но госкорпорации гораздо менее забюрократизированы, чем обычные госструктуры, возражает представитель госкорпорации ЖКХ Ростислав Мурзагулов, а за распределением госсредств следит наблюдательный совет. «Ростехнологии» от комментариев отказались.
Часть «дочек» естественных монополий должна стать самостоятельными предприятиями, считает ФАС. Но монополии сохраняют контроль, а «дочки» расширяют сферу интересов на все более непрофильные виды деятельности. Так, в конце 2007 г. в списке аффилированных с ОАО «РЖД» лиц было 117 фирм, включая ОАО «Порт Усть-Луга транспортная компания» и ОАО «Рейлтрансавто», работающие экспедиторами (РЖД прокомментировать этот фрагмент доклада вчера не смогла).
Контроль за утверждением и согласованием инвестпрограмм монополий и госкорпораций со стороны правительства должен стать жестче, пишет ФАС. А правила проведения ими закупок надо унифицировать с госзакупками. Законопроект об этом ФАС написала, он проходит согласование. А пока монополии закупают примерно столько же, сколько государство, в 2007 г. закупившее товаров, работ и услуг на 3,3 трлн руб., отмечает начальник управления ФАС Михаил Евраев.
Госорганы и есть основные нарушители законодательства о защите конкуренции, считает ФАС: больше половины (52,8%) выявленных в 2007 г. нарушений совершено именно ими. Причем 22% нарушений – повторные. Госорганы сами заключают антиконкурентные соглашения, по-прежнему оказывают необоснованную помощь за счет бюджетных средств, передают компаниям имущество без торгов. Государство поддерживает одни компании сильнее, чем другие, и с ними сложно соперничать, говорит профессор Российской экономической школы Наталья Волчкова. Среди «дружественных» у него и госкорпорации, и небольшие фирмы, поддерживаемые чиновниками. Часть игроков может использовать административный ресурс, так было в США в 1920-х гг., говорит Волчкова.
Госкорпорации пока только собирают пакеты предприятий и аккумулируют средства, но угроза конкуренции уже есть, говорит руководитель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. А картельные сговоры (какие отрасли подозревает ФАС – см. график) – результат рефлексов: крупный игрок повышает цену, остальные следуют за ним.
Отрасли
Нефтяная отрасль в России – олигополия (больше 80% нефти добывают и больше 75% перерабатывают пять компаний), считает ФАС: независимых участников все меньше, доля компаний с госучастием – больше. Объем нефти, добываемой малыми компаниями, за 10 лет упал вдвое до 5%, а количество независимых АЗС за три года – с 70% до чуть более 50% (см. статью на стр. Б3).
Среди других проблемных отраслей ФАС называет авиаперевозки: конкуренция ограничена, большинство маршрутов монополизированы, а две трети из 500 маршрутов не имеют альтернативного перевозчика. При этом на грузовом рынке 70% грузооборота приходится на четырех крупнейших перевозчиков.
В большинстве городов аэропорт один, и в нем совершенно не развита конкуренция между поставщиками услуг. Как показал опыт последних месяцев, совершенно не развит рынок авиатоплива, хотя 40% расходов авиакомпаний – траты именно на него. Лишь в двух аэропортах есть альтернативные топливозаправочные компании.
ФАС предлагает пустить инвесторов на территории аэропортов. В «Домодедово» часть перевозчиков уже используют хранилища аэропорта для работы со своим топливом, говорит представитель аэропорта Эльдар Тузмухаметов.
Крайне концентрированной отраслью считает ФАС и химию. 70% полиэтилена и 90% полипропилена производят три завода, почти 90% калийных удобрений – две компании. Большую часть сырья надо продавать через биржу, уверена ФАС. «Фосагро» ФАС уже рекомендовала продавать половину произведенного апатитового концентрата по фиксированной цене (не выше 2232 руб. за 1 т) и столько же – на бирже. Представитель компании Павел Бочков говорит, что это компромиссное решение: иностранные потребители платят за концентрат в разы больше.
Доклад ФАС может быть заслушан у Путина уже на следующей неделе, утверждают сразу два чиновника в ФАС и правительстве, но реакцию на него руководства они предсказать не решились.
Новости по теме
-
Запутанная система приоритетов на железной дороге порождает злоупотребления правилами перевозки
На фоне трудностей с отправками контейнеров на Дальний Восток РЖД повысили приоритет для перевозок продовольственных и социально-значимых грузов в отдалённые регионы России. Об этом в ходе конференции «PRO//Движение.Урал» рассказал замглавы РЖД Алексей Шило, акцентировав внимание на том, что некоторые операторы начали злоупотреблять имеющимися преференциями
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
Свежие новости
-
В подмосковном Селятино приступили к строительству нового ТЛЦ
Казахстанский национальный железнодорожный оператор «Казакстан темир жолы» совместно с российской компанией «Славтранс-Сервис» и китайской Xian Free Trade Port Construction & Operation Co., Ltd дали старт строительству нового ТЛЦ CRK Terminal на подмосковной станции Селятино
-
«Владморрыбпорт» начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов
«Владивостокский морской рыбный порт» (входит «Тихоокеанскую инвестиционную группу Сергея Дарькина) начал принимать контейнерные поезда из 100 условных вагонов. Первый такой состав, отправленный с подмосковного терминала на станции Электроугли, уже прибыл на тыловой железнодорожный терминал порта – «ПИК», расположенный на станции Угольная
-
Флот FESCO пополнился контейнеровозом Kapitan Maslov вместимостью 2 471 TEU
Транспортная группа FESCO приняла в состав своего флота контейнеровоз вместимостью 2 471 TEU, получивший имя Kapitan Maslov. Об этом сообщила пресс-служба группы, уточнив, что новое судно заменит теплоход с таким же именем, который проработал в составе флота FESCO более 20 лет
-
Енисейское речное пароходство модернизировало флот для работы в прибрежных морских водах
Енисейское речное пароходство модернизировало буксир-толкач и две баржи с целью повышения их класса для возможности работать в прибрежных морских водах, следует из сообщения «Норникель-ЕРП» (управляющая компания Енисейского речного пароходства)
-
«Модуль» изготовил восемь балк-контейнеров для «Морского порта Санкт-Петербург»
Транспортно-экспедиторская компания «Модуль» изготовила из стандартных двадцатифутовых контейнеров восемь балк-контейнеров по заказу «Морского порта Санкт-Петербург» (входит «Первую портовую компанию»). Об этом сообщила пресс-служба «Модуля», уточнив, что порт уже получил свою тару