НКК: Да не построят они этот порт!
Важный материал опубликовала на неделе “Фонтанка”. Полноценное расследование того, что происходит в Ломоносове. Что происходит со странными проектами. Ценность материала в том, что это просто репортаж, без всяких оценок и комментариев. Если кто не видел его на сайте “Фонтанки”, прочтите полностью здесь:
Ломоносов лихорадит. В городе замышляется грандиозная стройка — создание контейнерного терминала в районе Военной гавани и Морского канала. Уникальный город-памятник, объявленный заповедником, должен превратиться в крупнейший грузовой порт, а окрестности — любимые места отдыха представителей дома Романовых — в зону складов. Жителям тихого городка Рамбова сулят золотые горы и лучезарное промышленное будущее. Но они проявляют несознательность: развиваться не хотят, пишут жалобы властям и всячески пытаются остановить прогресс.
Проект, которого, вроде бы, нет
Жителей города можно понять. Любимые рыболовами участки береговой зоны огорожены заборами, около воды свалены груды песка. Информация о том, что и как здесь собираются построить, добывается с боем, к тому же ответы властей туманны и противоречивы.
«Залив до недавнего времени заваливали песком, – рассказывает житель Ломоносова Владимир Журавлев. – С февраля месяца до середины мая машины ездили круглосуточно, прожектора горели всю ночь. В последнее время работы прекратились, территория огорожена забором, половина залива завалена. Что происходит — никому не известно».
Из публикаций в СМИ и публичных заявлений губернатора города следует, что на бывших причалах порта «Янтарь» ведутся работы по строительству нового контейнерного терминала. Из ответа председателя КГА Александра Викторова на запрос местных жителей, подписанного 7 апреля 2008 года, следует, что «в настоящее время проектирование не закончено, и разрешение на строительство объекта не выдавалось», а ведется лишь «разработка проекта планировки, совмещенного с проектом межевания зоны портового комплекса». Проектную документацию обещано согласовать со всеми заинтересованными организациями. Жителям Ломоносова обещано провести публичные слушания для окончательного решения вопроса о строительстве объекта.
При этом, как рассказывает депутат муниципального совета Михаил Евдокимов, проект местные жители не видели в глаза. «В феврале проходили общественные слушания, но на них нам предъявили к обсуждению картинку из журнала. Никакого проекта нет и не было», – утверждает он.
Однако глава муниципального совета города Ломоносов Александр Мишуткин утверждает, что все документы на проведение работ у застройщиков имеются, и все они в полном порядке. По его словам, лицензия на «водопользование с целью использования акватории для дноуглубительных работ и образований новых территорий» выдана АО «Янтарь» еще в 2006 году, государственная экологическая экспертиза проекта строительства торгового порта была проведена в том же 2006 году. По документам от 2008 года АО «Ломоносовский грузовой терминал» (правопреемник АО «Янтарь») разрешено проведение работ «по благоустройству стройплощадки и устройству временных дорог и сооружений, включая создание склада песка», а также «установка временного ограждения для складирования».
«Всё по закону, – уверяет генеральный директор «Ломоносовского грузового терминала» Юрий Ткач. – Проект полностью согласован. В январе 2006 года пройдена экологическая экспертиза, а еще раньше, в 2005 году — государственная техническая экспертиза. Получено разрешение на образование искусственных островов и территорий». По его словам, сейчас проект находится на рассмотрении в Росречфлоте, и, как только будет получена лицензия, комплект необходимых согласований станет полным.
Правда, и Мишуткин, и Ткач старательно обходят молчанием то, что проекта терминала не видел никто, а вся разрешительная документация относится только к подготовительным работам. Но, с другой стороны, формально никаких нарушений закона нет — именно подготовительные работы в Ломоносове и ведутся. Остается непонятным только, почему подготовка начинается раньше, чем появляется сам проект.
Мистические документы
Надо сказать, рождение будущего терминала окутано легким налетом мистики. Таинственным образом исчез протокол общественных слушаний – причем пропала не только стенограмма, но и аудиозапись этого заседания. Разрешительная документация на строительство, которая находится у Юрия Ткача, существует только в единственном экземпляре и только в бумажном виде, поэтому пересылке по электронной почте не подлежит. Нельзя выслать эти документы и по факсу, а также сделать с них ксерокопию — их можно продемонстрировать только при личной встрече и только в кабинете самого Юрия Ткача: иначе проект увидят конкуренты, имена которых не разглашаются – «чтоб не подслушали».
Не менее туманна и ситуация с используемыми площадями. По закону территория Санкт-Петербурга заканчивается по урезу воды — дальше начинаются федеральные земли. «44% рассматриваемой территории входит в акваторию Финского залива и является федеральной собственностью. Комитетом по градостроительству и архитектуре согласован первый этап означенного проекта планировки только в части, расположенной на территории субъекта Российской Федерации (по урезу воды)» – говорится в письме вице-губернатора Петербурга Александра Вахмистрова от 21 мая 2008 года. Поэтому все работы можно производить только на берегу, где «Ломоносовский грузовой терминал» арендует 3,5 га земли — о каком образовании новых территорий и искусственных островов в этой ситуации может идти речь, остается неизвестным.
Возникают вопросы и со сроками аренды площадей для нового порта – по информации Владимира Журавлёва, полученной в неофициальной беседе с районными чиновниками, срок аренды участка под строительство намывного порта «Янтарь» у акционеров закончился 31 декабря прошлого года. В февральском интервью SeaNews заместитель генерального директора ЗАО «Ломоносовский грузовой терминал» Максим Богатырёв сообщил, что срок аренды компанией 3,5 гектаров береговой полосы истекает весной этого года, но вопрос о продлении будет решён в ближайшее время. Документы, по его словам, уже направлены вице-губернатору Петербурга Александру Вахмистрову.
«Нам принадлежит 3,5 га земли на берегу и еще гектар мы арендуем у Петродворцового КУГИ, – рассказывает Юрий Ткач. – Сейчас как раз идут переговоры о продлении аренды». «Строительство порта начнется очень нескоро — им никто не хочет продлевать аренду», – дополнили этот спектр мнений в компании «Петербургский контейнерный терминал» (ПКТ).
«Заповедник культуры» превратится в промзону?
Пока весь город озабочен спасением Военной гавани и Морского канала, в другой части Ломоносова – в районе Ольгина канала – тоже появились заборы. Здесь проводит изыскательские работы компания «Феникс», входящая в холдинг «Форум». «В настоящее время по заказу ООО «Феникс» ЗАО «ГТ Морстрой» завершает разработку проекта строительства первой очереди ММПК «Бронка», – сообщили в пресс-службе будущего застройщика. Этот проект пока жителей Ломоносова не беспокоит — во-первых, ведут себя строительные компании довольно тихо, во-вторых, «к масштабным работам они еще не приступили».
По странному совпадению, оба проекта будущих грузовых терминалов абсолютно не предусматривают решение логистических проблем. Вопрос: «По каким дорогам будут вывозиться грузы, прибывающие в порт?» – в компании «Феникс» просто оставили без ответа. В компании «Ломоносовский грузовой терминал» очень туманно сослались на возможности железных дорог, при этом пресс-служба ОЖД о будущих планах развития сети железных дорог в районе Ломоносова не осведомлена.
Не менее интересна ситуация и с шоссейными дорогами — еще в ноябре 2005 года было подписано распоряжение Комитета по транспортно-транзитной политике Санкт-Петербурга «О создании рабочей группы по развитию зоны Бронка – Ломоносов как транспортно-логистического узла на базе создания нового морского грузового района Большого Порта Санкт-Петербург». Тогдашний председатель этого Комитета Андрей Карпов создал рабочую группу в составе 27 человек (включая, кстати, и Александра Мишуткина, и Юрия Ткача). Результаты работы этой комиссии не обнадеживают.
По информации Владимира Журавлёва, согласно одному из проектных предложений, грузы должны будут вывозить по дороге, построенной параллельно Краснофлотскому шоссе в сторону КАД. Трасса должна пересечь южную часть Морского канала, ту, которая входит в панораму, открывающуюся из Нижнего сада парка «Ораниенбаум» – здесь предполагается построить виадук. Но Морской канал относится к числу уникальных инженерных и ландшафтных сооружений и признан объектом культурного наследия федерального значения. Поэтому по Генплану 2005 года он считается визуальным коридором с особо жёсткими условиями высотности, и, теоретически, ни его засыпка, ни строительство через него виадука невозможны.
В том случае, если дорога будет соединять путепроводом Морскую улицу в Мартышкино с Ораниенбаумским проспектом в Ломоносове, где будет сделан съезд на КАД, пострадают несколько памятников архитектуры XIX века. Кроме того, берег залива в восточном направлении имеет статус Р-2 — зелёной зоны общественного пользования, и такое назначение совершено несовместимо с трассой, по которой должен проходить интенсивный грузопоток.
Несмотря на все бьющие в глаза странности проектов будущих грузовых терминалов в Ломоносове, 29 апреля на заседании городского правительства была утверждена концепция развития терминально-складской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Она разработана комитетом по транспортно-транзитной политике в соответствии с Генпланом города и федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России до 2010 года».
Выделено 20 основных зон размещения объектов терминально-складской инфраструктуры. Ломоносов и его окрестности признаны наиболее перспективными для создания складских зон. И в этом случае о городе, который сами жители называют «заповедником культуры», придется забыть — он превратится в промзону. Впрочем, не исключено, что жители Ломоносова беспокоятся преждевременно.
«Да не построят они этот порт! Усть-Лугу уже сколько лет строят, а этот – будут еще дольше», – заявил на условиях анонимности один из руководителей «Национальной контейнерной компании», лидера рынка контейнерных перевозок и, к слову, один из тех конкурентов, чьего коварства так опасается Юрий Ткач.
Фонтанка
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Maersk отказывается от продажи заводов по производству контейнеров
MCI имеет две производственные площадки в датском Тинглеве и в Циндао. В опубликованном в феврале мониторинге MCI заявила, что контролирует на данный момент около 30% мирового рынка производства рефконтейнеров
-
Литва отменила тендер на строительство второго оффшорного ветропарка
Тендер был объявлен в январе этого года, срок для подачи заявок закончился 14 апреля. Для того, чтобы тендер был признан состоявшимся Государственный совет по регулированию энергетики Литвы должен был получить не менее двух заявок, однако получил только одну
-
Крупнейшим импортером через пострадавший от обрушения моста порт Балтимор является Ikea
В 2023 году терминалы порта Балтимор перевалили грузы совокупной стоимостью свыше 80 млрд долларов
-
Грузооборот портов России в марте 2024 года сократился на 3%
Грузооборот морских портов России в марте 2024 года составил 80 млн тонн, что меньше, чем годом ранее на 3% или на 2,4 млн тонн
-
HMM объявила о намерении удвоить контейнерный и балкерный флот
Сейчас HMM занимает 8-е место с флотом из 40 контейнеровозов совокупной вместимостью 586 тыс. TEU и портфелем заказов, насчитывающем 24 судна или 240 тыс. TEU