Интервью президента Транснефти — ни слова о БТС-2

Российская трубопроводная монополия Транснефть во вторник завершила прокладку 2.000 километров, или почти трех четвертей первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО). Это дает ей уверенность в том, что больше переносить сроки масштабного, но многострадального проекта, не придется, сказал в интервью Рейтер президент Транснефти Николай Токарев.

В конце года стало понятно, что первоначальный график строительства, утвержденный бывшим руководством во главе с экс-президентом компании Семеном Вайнштоком, выдержать не удастся из-за срыва работ подрядными организациями, и срок сдачи нефтепровода был перенесен с конца 2008 на декабрь 2009 года.

«Сегодня сварен 2000-й километр, и это реально прорывной факт… Работы идут в немыслимых, экстремальных условиях. И с климатической точки зрения, и с точки зрения физических нагрузок. В условиях тайги и бездорожья, вечной мерзлоты. Это равносильно тому, чтобы строить на луне», — сказал Токарев.

Массовое таяние снега и вечной мерзлоты будет серьезно осложнять работы до середины июня, есть незначительное отставание в строительстве нефтеперекачивающих станций, но в целом новый график вполне реально выдержать, говорит Токарев.

«Осталось 690 километров. Сейчас можно уже уверенно говорить, что мы уложимся в намеченные сроки».

Нефтепровод мощностью 30 миллионов тонн в год должен подстегнуть развитие пока малоосвоенной Восточной Сибири, куда, как ожидается, должен сместиться центр российской нефтедобычи из постепенно истощающейся Западной Сибири.

Чтобы нефтяные компании, которые первыми начали разработку месторождений Восточной Сибири с прицелом на новый нефтепровод, не несли убытки от переноса сроков его строительства, Транснефть собирается пустить значительный отрезок — 1100 километров с месторождений Талаканское и Верхнечонское — в реверсном режиме в конце сентября — начале октября этого года.

«Объемы – около 150-180 тыс.т. (до конца года) — будет подавать Сургутнефтегаз с Талаканского и порядка 40 тыс.т. (ТНК-ВР) — с Верхнечонского, в дальнейшем эти объемы будут пропорционально нарастать», — сказал Токарев.

Согласно существующей смете, первая очередь ВСТО от Тайшета до Сковородино обойдется Транснефти примерно в 340 млрд. руб. ($14,4 млрд.) без учета стоимости строительства нефтеналивных терминалов в Сковородино и поселке Козьмино на Тихом океане.

Терминал в Козьмино будет стоить еще около 50 млрд. руб., но частично будет финансироваться из федеральной целевой программы, поскольку включает в себя сооружение железнодорожных путей, мостовых переходов и других объектов общего назначения, говорит Токарев.

Отдельная схема финансирования и у терминала в Сковородино у китайской границы, и стоимость его пока не определена, поскольку, по словам Токарева, зависит от исхода «непростых переговоров» с китайскими покупателями российской нефти.

Строительство терминала в Сковородино будет вести частная компания, в которой Транснефть будет иметь контрольный пакет, сказал Токарев.

«Компания есть, она владелец земли, владелец проекта, но в этой компании Транснефть выкупит контрольный пакет. Сейчас ведутся переговоры», — сказал Токарев, не назвав компанию.

Вторая очередь нефтепровода от Сковородино до Тихого океана обойдется Транснефти примерно в те же деньги, что и первая, хотя немного короче по протяженности – около 2000 километров – и проходит по более простому рельефу в более спокойной климатической зоне, сказал Токарев.

«Цены на трубу, на услуги, на все практически поднялись на 30-40 процентов, все это ведет к удорожанию строительства. Мы предварительно считаем, что она (стоимость второй очереди) составит 340 миллиардов рублей в ценах 2008 года», — сказал он.

Токарев прогнозирует, что добыча нефти в России, падающая или стагнирующая с начала 2008 года, все же вырастет по итогам года в целом по крайней мере на три миллиона тонн, а к 2012 году прирост добычи составит около 67 миллионов тонн.

«Я исхожу из тех данных, которые нам предоставили сами нефтяники. Мы запрашиваем у нефтяных компаний прогнозные заявки на текущий год, на следующий год, на обозримую перспективу, чтобы планировать свою работу по ремонту и развитию трубопроводной системы».

«Под каждой такой заявкой стоит подпись первого руководителя нефтяной компании, и я должен относиться соответственно к этому документу», — сказал он.

По его словам, существенная часть прироста добычи в ближайшие годы будет происходить за счет Ванкорского месторождения Роснефти и Приобского месторождения Газпромнефти .

«Компании сегодня действительно находятся в непростой ситуации по добыче. Приходилось даже слышать и читать авторитетные мнения о том, что компании вошли в стадию падающей добычи, но если реально заниматься системной разведкой, обустройством, подготовкой месторождений, то на смену истощающимся месторождениям будут обязательно появляться новые».

«Если только добывать, причем так, как добывали в конце 90-х годов – хищнически, только самые жирные, только то, что легко доставалось… мы должны были прийти к тому, что все начнет падать, причем очень резко. Но это не значит, что в России исчерпаны запасы углеводородного сырья, и начался закат страны. Нужно всего лишь стимулировать разведку новых месторождений и их оперативный ввод в эксплуатацию», — сказал Токарев.

Налоговые послабления, обещанные правительством для новых месторождений, должны улучшить ситуацию, но ощутимый эффект новые меры принесут не раньше, чем через 5-6 лет, добавил он.

Добыча нефти в России, втором по величине экспортере нефти в мире после Саудовской Аравии, в 2007 году выросла всего на 2,3 процента до 491 миллиона тонн. Рост был незначительно выше, чем 2,2 процента в 2006 году и значительно меньше, чем рекордный рост на 11 процентов в 2003.

Министерство энергетики прогнозировало, что в этом году рост составит около 1,7 процента, но некоторые аналитики говорят, что, начиная с этого года, добыча нефти в России может начать снижаться, и это снижение будет продолжаться до тех пор, пока в следующем десятилетии не заработают в полную силу новые месторождения Восточной Сибири и Дальнего Востока.

05.06.08 в 7:53 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: