«Black Sea Forum 2008»: Итоги

Важное | Новости | Март 30, 2008, 14:48

19-20  марта в Геленджике прошла международная конференция «Black Sea Forum 2008: Перспективы развития портов Азово-Черноморского бассейна». Среди делегатов конференции были руководящие сотрудники Министерства транспорта Болгарии, ФГУП «Росморпорт», ФГУ «Дирекция госзаказчика программы развития морского транспорта»,  Северо-Кавказской железной дороги, крупнейших стивидорных и экспедиторских компаний России.

Поддержку конференции оказали Ассоциация Европейского бизнеса в России, Новороссийская торгово-промышленная палата и Южная региональная ассоциация морских агентов и экспедиторов. Всего в конференции приняло участие около 120 делегатов из России, Украины, Казахстана, Германии, Болгарии и Турции. В том числе руководители всех LPG-терминалов юга России.   С интересом участники форума выслушали доклад Вячеслава Гаврилова, начальника Управления инвестиций и программ развития ФГУП «Росморпорт». По его данным, российские порты Черного и Азовского морей на сегодняшний день переваливают в три раза больше грузов, чем во времена СССР. А к 2015 году суммарный грузооборот стивидорных компаний региона должен увеличиться на 100 млн. тонн. Также были озвучены цифры по инвестициям, которые государство планирует вложить в модернизацию транспортной инфраструктуры региона. На эти цели из бюджета будет выделено 2,54 млрд. рублей, в том числе по программе строительства Олимпийских объектов – 1, 68 млрд. рублей.

 Однако на конференции звучали не только оптимистичные прогнозы. Так, объём перевалки российских внешнеторговых грузов в морских портах Украины в 2007 году  существенно вырос по сравнению с 2006 годом. Об этом заявил Роман Межлумян, начальник отдела мониторинга международных проектов ФГУ «Дирекция госзаказчика программы развития морского транспорта». По его данным, южнороссийские порты теряют грузы уже тритий год подряд. Так, в 2004 году Украина переработал примерно 22 млн. тонн российских транзитных грузов, а в 2007 эта цифра увеличилась до 51,6 млн. тонн. В тоже время доля портов Азово-Черноморского бассейна России в объеме перевалки в целом по России уменьшилась с 40% до 33,1%. При этом общий грузооборот портов региона три года не показывает существенного роста, остановившись на отметке примерно в 150 млн. тонн.

По мнению Романа Межлумяна, переломить данную негативную тенденцию сможет продуманное строительство на юге России специализированных терминалов: зерновых, контейнерных, паромных, нефтяных и LPG. Поскольку именно создание специализированных перегрузочных терминалов позволяет повысить эффективность работы в портах, снизить транспортные расходы и в конечном итоге повысить конкурентноспособность российских товаров  на мировых рынках.

Одной из центральных тем обсуждения стал вопрос экспорта зерновых через порты России и Украины. Как известно, после вступления 29 января 2008 года 40%-ной пошлины на пшеницу, меслин и ячмень, российский экспорт зерновых практически остановился.  Пошлина действует до 30 апреля, но большинство участников рынка едины во мнении, что пошлину продлят как минимум до нового урожая. Эти данные озвучил Эдуард Фогель, менеджер Информационно-аналитического агентства «АПК Информ».

Власти страны мотивируют введение, абсолютно запретительной пошлины на пшеницу и ячмень, продовольственной безопасностью Российской Федерации. При этом цены на пшеницу внутри страны продолжают оставаться на стабильно высоком уровне с тенденцией к увеличению.  Рынок держится на слухах о нехватке зерна, в частности пшеницы и ячменя, однако зерно еще есть и у ряда экспортно-ориенторованных компаний. По мнению Эдуарда Фогеля, в России вполне может повториться украинский сценарий квотирования и лицензирования, когда с 3 октября 2006 года было введено лицензирование и квотирование экспорта зерновых.

Пока через российские и украинские зерновые терминалы Черного и Азовского морей переваливается только транзитное казахстанское зерно. Относительно прогнозов на урожай сезона 2008/2009, аналитики компании «АПК-информ» прогнозируют валовой сбор урожая зерновых на уровне 87 млн. тонн. Однако в свете последних событий, когда продовольственная тема обеих стран является козырной картой в предвыборной борьбе, прогноз экспорта сделать очень трудно.   Что касается экспорта нефти и нефтепродуктов через порты Черного моря, то в 2007 году он впервые вырос на 8 млн. тонн после трех лет снижения. И опять рост достигнут благодаря увеличению перевалки через порты Украины. Об этом заявила директор по развитию бизнеса ИГ «Петромаркет» Анна Пановко. На этом фоне перевалка сырой нефти через Новороссийский порт падает, начиная с 2004 года. По прогнозу Анны Пановко, эта тенденция может измениться в текущем году. Тем более, что потенциал южнороссийских терминалов далеко не исчерпан. Если говорить о Новороссийске и Туапсе, то нефтеналивные мощности этих портов недозагружены примерно на 15%, Порт Кавказа – на 90%. По мнению специалистов, способствовать росту экспорта через порты юга России сможет несколько факторов: модернизация существующих морских терминалов, строительство нефтепроводов для обхода проливов Босфор и Дарданеллы, а также расширение трубопроводной системы КТК и Транснефти.  

 

Информационную поддержку конференции оказали:  исследовательское агентство InfraNews, журнал «TRANSPORTWEEKLY», исследовательский центр «Кортес». 

 

 

Новости по теме


Свежие новости