Река с надеждой

В 2007 году, по данным Министерства транспорта РФ, по рекам и каналам России было перевезено 152,4 млн.т. грузов, что на 9,5% больше, чем в прошлом году. Основной прирост объемов перевезенных грузов пришелся на стройматериалы, потребление которых стимулируется строительным бумом. В то же время традиционные лидеры — нефтеперевозчики — сокращают обороты. Одновременно государство резко увеличивает объемы финансирования реконструкции и строительства гидротехнических сооружений, что позволяет прогнозировать серьезный рост речного грузооборота.

В конце прошлой недели Минтранс опубликовал данные об объемах грузоперевозки по рекам и каналам. Несмотря на повышение показателя роста количества перевезенных грузов, показатель грузооборота сократился на 3,5%, до 83,7 млрд тоннокилометров. Наиболее существенным оказалось резкое сокращение экспортных перевозок, которые в 2007 году упали на 5,8%, до 21,2 млн.т. Львиную долю внутренних перевозок сейчас составляют сухие грузы, в первую очередь цемент, металл, лесные и строительные грузы. Именно они обеспечили практически весь прирост объемов перевезенных грузов, увеличившись в 2007 году на 12,5%. В целом же внутренние перевозки выросли за год на 12,4%. Нефть, составлявшая еще недавно значительную долю как в структуре перевозок в целом, так и в экс­порте, показывает серьезный спад — минус 29,9% по итогам года.

Наиболее показателен в структуре перевозок грузов рост объемов цемента (+144%). Крупнейшим российским речным портом остается отошедшее несколько лет назад к строительной группе ЛСР ОАО «Ленинградский речной порт». Порт увеличил свои обороты в 2007 году на 23,2%, до 16,5 млн.т.. Всего российские речные порты переработали в прош­лом году 225,5 т, увеличив свои показатели на 17,6%. Из них на экспорт пришлось лишь 17,5 млн.т., а импорт составил всего 1,4 млн.т..

Главной проблемой речных перевозчиков остается плачевное состояние основных водных магистралей. Несмотря на значительные государственные инвестиции, по состоянию на 1 января 2008 года 60,8% водных вооружений имело ограниченно работоспособное техниче­ское состояние с пониженным уровнем безопасности. В предаварийном состоянии пребывало 14,2% сооружений. Причиной износа оборудования остается исключительно длительный срок эксплуатации объектов без должного обслуживания — от 40 до 100 лет.

Серьезные инвестиции в эти сооружения, остающиеся исключительно в государственной собственности, начались лишь в 2003 году (24 млн руб.), а к прошлому году этот объем составил уже 189,4 млн руб. В ближайшем будущем российские речные порты ожидает реформирование по принципу, уже прижившемуся в структуре морских портов. Для осуществления коммерческих задач и работы на конкурентных рынках будет создано специальное ФГУП по примеру ФГУП « Росморпорт», а решением государственных задач и освоением средств бюджета останутся управлять бассейновые управления.

Судоходные компании рассчитывают на госинвестиции в поддержание внутренних водных путей. Так, в 2008 году на их текущий ремонт отводится 243 млн руб., а на капитальное восстановление гидротехнических объектов — рекордные 838,1 млн руб. Всего на развитие объектов инфраструктуры государство потратит в 2008 году 4,2 млрд руб., что на 60% больше уровня прошлого года.

РБКdaily

11.03.08 в 7:46 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: