Чем больше узнаешь, тем дальше удивляешься

Статья из «Известий», перепечатывается полностью и без клмментариев

Продолжающееся реформирование частей госмонополии ОАО «РЖД» зачастую оборачивается удовлетворением частных аппетитов отдельных дельцов и попытками никем не контролируемого захвата дорогостоящей собственности.

Весной этого года в Сочи на международном форуме ОАО «РЖД» «Стратегическое партнерство 1520» возникла оживленная дискуссия между российскими участниками и зарубежными экспертами. Зарубежные эксперты совершенно искренне недоумевали, какие такие экономические условия могут оправдывать столь долгосрочное существование монополизма на наших железных дорогах. Представители РЖД отмечали, что монополизм РЖД в инфраструктурной части помогает развивать новые направления железнодорожного бизнеса. А уже затем, когда новые направления докажут свою состоятельность, железнодорожные чиновники создадут из этих направлений полностью или частично самостоятельные рыночные компании.

Однако в ходе реформ существуют попытки неконтролируемого захвата собственности. Так, существует серия вопросов к главе компании «РЖД-Тур» Александру Николаевичу Генделеву и к руководителям железнодорожной монополии.

В 2006 году в связи с реформированием пассажирского комплекса ОАО «РЖД» был разработан план развития его туристической составляющей и принято организационное решение о создании в 2006-2007 годах дочернего общества РЖД под названием «РЖД-Тур». Из документов следует, что в середине 2005 года была учреждена коммерческая фирма со знаковым названием ООО «РЖД- Тур» с уставным капиталом в 12 тысяч рублей. При этом 26% уставного капитала внес генеральный директор учреждаемой фирмы господин Генделев, а 74% — ОАО «Промышленно-финансовая группа «Росвагонмаш».

С момента своего рождения ООО «РЖД-Тур» начало пользоваться преференциями со стороны естественной монополии.

Бизнес-план для ООО «РЖД-Тур» был выполнен консалтинговым предприятием ООО «Альт-Инвест», оплату которому в размере около 2 млн рублей осуществило ОАО «РЖД».

В 2007 году ООО «РЖД-Тур» по договору с АХУ — филиалом ОАО «РЖД» были переданы в аренду помещения под офис, расположенные по Каланчевской улице, дом 35, то есть в здании самого ОАО «РЖД» (цена аренды оказалось гораздо ниже аналогичных рыночных расценок).

В апреле этого года между ОАО «РЖД» и ООО «РЖД-Тур» был заключен договор в размере 15 млн рублей на разработку последним программы создания железнодорожных туристических маршрутов. При этом предмет договора можно считать уже реализованным, так как такие маршруты давно уже разработаны Федеральной пассажирской дирекцией — филиалом ОАО «РЖД» и другими коммерческими организациями, работающими на рынке въездного железнодорожного туризма. Фактически эти средства будут израсходованы на «изобретение велосипеда», если они действительно будут израсходованы на исследования, а не на текущую операционную деятельность общества с уставным капиталом в 12 тыс. рублей.

С 2006 года ОАО «РЖД» через свои дочерние структуры осуществляло финансирование ООО «РЖД-Тур». Так, в период с января прошлого года по настоящее время по договорам займа с ОАО «Торговый дом «РЖД» и НПФ «Благосостояние» на расчетный счет «РЖД-Тур» поступило 21 млн рублей. Процентная ставка по этим займам была около 6% (при ставке рефинансирования ЦБ РФ в 11,5%).

Сложившуюся ситуацию прокомментировал Александр Генделев: «Во-первых, принятие решений о любых финансовых операциях, не противоречащих закону, — это компетенция органов управления соответствующих компаний, а не предмет публичного обсуждения. Более того, данные об условиях этих финансовых операций законно относятся к разряду коммерческой тайны, и любое неправомерное получение и распространение этих данных преследуется по закону. Однако специально для любителей считать деньги в чужих карманах могу пояснить, что предоставление оборотных средств развивающейся компании со стороны ее владельцев на возвратной основе является нормой деловой практики. То же самое относится и к субаренде помещений, занимаемых дочерней компанией, и к сотрудничеству в области рекламно-выставочной деятельности».

В пресс-службе РЖД уточнили, что НПФ «Благосостояние» входит в число акционеров «Торгового дома РЖД», и пояснили, что ОАО «РЖД» заказало и оплатило подготовку бизнес-плана ООО «РЖД-Тур», так как именно оно более всего заинтересовано в квалифицированной оценке рыночных перспектив туристического бизнеса и в определении оптимальной модели его организации. Причем до начала масштабных инвестиций в проект».

Из ряда полученных документов следует, что во второй половине 2007 года за счет средств ОАО «РЖД» в сумме 500 млн рублей планируются проведение капитально-восстановительного ремонта подвижного парка ОАО «РЖД» и дальнейшая его передача в виде поезда «Александр Невский» ООО «РЖД-Тур», а также передача в аренду (и/или лизинг) или внесение в уставный капитал ООО «РЖД-Тур» с баланса Федеральной пассажирской дирекции более 50 пассажирских вагонов повышенной комфортности и вагонов-салонов.

Плюс к тому за счет денежных средств НПФ «Благосостояние» для «РЖД-Тур» предпринимаются попытки приобрести на условиях лизинга или аренды у фирмы ООО «Локотранс» 11 вагонов, используемых последней в туристическом поезде «Золотой Орел — Транссибирский экспресс» (приблизительная стоимость вагонов более 11 млн долларов). По неподтвержденной информации с 1 сентября с.г. для ООО «РЖД-Тур» планируется передать часть функций Федеральной пассажирской дирекции: разработку расписаний и взимание за это денег с других коммерческих организаций. Самой же дирекции якобы уже дана команда относиться к «РЖД-Тур» как к структурному подразделению и оказывать всяческую помощь.

Исходя из вышесказанного в ведении ОАО «РЖД» могут остаться только плацкартные и купейные вагоны (социальный и дотационный сектор), а всю прибыль от VIP-перевозок будет получать «РЖД-Тур» во главе с господином Генделевым.

А вот смогут ли вновь создаваемые компании-квазимонополии удовлетворить растущий спрос россиян на сервис и услуги высокого качества — это еще большой вопрос.

10.09.07 в 11:31 раздел Важное

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: