Таможня организовала засаду на Трансконтейнер

Важное | Новости | Январь 31, 2007, 9:13

С февраля прошлого года в Мурманском порту простаивает почти 100 крупнотоннажных контейнеров, принадлежащих ОАО “ТрансКонтейнер”. Кроме того, с тех же пор там простаивает более 30 контейнеров, принадлежащих другим собственникам. По мнению  “ТрансКонтейнера”, причиной ситуации стало то, что представители таможни применяют отдельные положения законодательства о таможенном деле в отрыве от других норм этой правовой сферы, а также заключенных Российской Федерацией международных договоров. Нужные таможенникам положения “выдергиваются” из общего правового поля и истолковываются ими в удобном для них виде.

Контейнеры по прибытии разгружались, товары “Норникель” вывозил самостоятельно, а наши контейнеры до сих пор мы не можем вывезти с площадки Мурманского порта. Контейнеры задерживались различными партиями с февраля прошлого года на основании письма Правового управления Федеральной таможенной службы от 24 января 2006 года, в котором говорится, что контейнеры отныне для целей таможенного дела являются товаром, а не относятся к категории транспортных средств, как это было ранее.  Таможенники требовали подписания деклараций, в которых был бы оформлен таможенный режим реимпорта контейнеров, с взиманием соответствующих таможенных платежей. Реимпорт – режим завершающий. Но до февраля прошлого года на контейнер никогда не подавалась таможенная декларация, следовательно, не производилось и таможенное оформление его вывоза. 

Сейчас Трансконтейнер пытаемся исправить ситуацию и доказать, что положения, касающиеся таможенного оформления товаров, контейнеров касаться не должны.

Примечательно, что другие таможенные управления пока позицию Мурманской таможни не разделяют, и для целей таможенного оформления по всей России контейнер относится к категории транспортных средств. Что вполне логично, представить себе, что к примеру петербургские таможни станут оформлять для целей таможенного контроля контейнеры НЕ как транспортные средства – значит предстваить себе третью мировую войну.

По мнению Трансконтейнера, к которому по логике должны присоединится все здравомыслящие участники контейнерного рынка, такой подход представляется неприемлемым, поскольку он не соответствует как положениям международных договоров Российской Федерации, так и самому Таможенному кодексу, если применять системное толкование его норм.

Так, в 1995 году главами государств СНГ был подписан международный договор – Основы таможенных законодательств стран СНГ. В нем дается четкое определение, что контейнер относится к категории транспортных средств. Данный нормативный акт говорит, что внутренние законодательства стран-подписантов не должны противоречить его основам. Аналогичное положение содержится и в Таможенном кодексе – в случае несоответствия актов законодательства о таможенном деле положениям международных договоров применяются положения международных договоров. Кроме того, нормы, подтверждающие нашу позицию, содержатся и в других международных договорах.

Что касается Таможенного кодекса Российской Федерации, то здесь тоже с позицией таможенников согласиться нельзя. Понятие “транспортное средство” согласно кодексу включает в себя транспортное оборудование. Согласно положениям правил перевозок грузов, зарегистрированных в Минюсте России, контейнер – это транспортное оборудование. Аналогичное положение содержится и в Стамбульской конвенции. Поэтому, являясь транспортным оборудованием, контейнер для целей таможенного законодательства должен относиться к категории транспортных средств, а не товаров.

Это косвенно подтверждается и рядом положений Таможенного кодекса, где понятия “контейнер” и “товар” в тексте разделены запятой, то есть кодекс их не отождествляет.

Таможенникам надо обосновать стоимость контейнера и доказать, что контейнеры вывозились с территории России в последний раз не позже трех лет назад. А для этого надо собрать таможенные декларации по грузам, которые в них перевозились, практически по всей Евразии. Мы уже почти два месяца ведем эту работу и для сиюминутного решения проблемы подбираем документы, которые требует таможня.

Сейчас из-за этого завязался уже настоящий гордиев узел проблем. Контейнеры занимают территорию в Мурманском порту, за что начисляется плата за их хранение. Сегодня это уже порядка 3-4 млн руб. При этом непонятно, кто должен платить. Возможно, что таможенным оформлением должен был заниматься “Норильский никель”. То есть риски могут распространиться и на Мурманский порт, и на “Норникель”, а мы несем еще и производственные издержки, потому что почти 100 контейнеров выведено из оборота.

В этой связи дело для Трансконтейнера носит принципиальный характер. Если прецедент будет распространен на другие таможни, то пострадать может не только Трансконтейнер, пострадают все операторы, импортеры и экспортеры, использующие контейнеры. Пострадает инфраструктура.

www.infranews.ru

Новости по теме


Свежие новости