Закон о таможенном регулировании скоро вступит в силу – и раздавит вам мозг
Текст из “Коммерсанта”
Закон “О таможенном регулировании в РФ” должен был вступить в силу еще 1 июля 2010 года — вместе с запуском единого таможенного пространства России, Белоруссии и Казахстана. Документ необходим для расшифровки 300 отсылочных норм, содержащихся в так называемом верхнем Таможенном кодексе Таможенного союза (ТКТС), и для установления правил регулирования в этой сфере, переданных на национальный уровень. Как писал “Ъ”, из-за ведомственных разногласий принятие закона сильно затянулось. Так, споры при втором чтении вызывала норма, по которой ФТС предлагалось согласовывать с Минэкономики большую часть своих нормативных актов. Чтобы избежать этого, таможня согласилась на включение основной части норм, которые Минэкономики хотело согласовывать, в текст закона.
Среди важных для бизнеса новаций закона — введение института уполномоченного экономического оператора. Ими могут стать особо надежные, с точки зрения ФТС, участники внешней торговли. Преимущества особого статуса — упрощение таможенного оформления, в частности — “уполномоченные” смогут выпускать товары до подачи декларации и доставлять импортируемые грузы сразу на свои площади без их помещения на склады временного хранения. Как ранее заявлял глава ФТС Андрей Бельянинов, статус уполномоченных смогут получить, “может быть, полтора-два десятка компаний”. Неофициально таможенники признаются, что они не в восторге от появления категории избранных компаний, но с новацией ФТС не спорила — она предусмотрена ТКТС.
Еще одно новшество второго чтения — поднятие полномочий по определению порядка создания и ликвидации таможенных постов с уровня ФТС на уровень правительства РФ. По замыслу Минэкономики это должно уберечь бизнес от внезапной ликвидации постов и следующих за этим логистических проблем — подобное в 2010 году произошло на Северо-Западе. В закон не вошло и требование ФТС о представлении таможенных деклараций исключительно в электронном виде уже с 1 января 2011 года (эта норма заработает не ранее 2014 года).
На отдельное голосование было вынесено несколько поправок, по которым ведомства определялись до последнего момента. Это, в частности, порядок участия объединений бизнеса в процессе регулирования таможенной деятельности. Как пояснил на заседании заместитель главы Минэкономики Андрей Слепнев, спор шел о том, какое ведомство установит порядок консультаций ФТС с такими объединениями. В итоге решено, что это сделает сама ФТС по согласованию с организациями, которые правительство определит в качестве представителей участников внешней торговли. “Ранее нормы об участии общественных организаций в этом процессе не было, и это один из положительных моментов закона”,— пояснил представлявший проект зампред бюджетного комитета Госдумы Александр Коган.
Среди отрицательных моментов — продление таможенного постконтоля ввезенных товаров. Упраздняемый ТК РФ предусматривает, что таможенный контроль товаров после их выпуска может осуществляться органами ФТС еще в течение года. ТКТС увеличивает этот срок до трех лет с возможностью для государств—членов союза сделать его еще более длительным. Закон о таможенном регулировании установил трехлетний срок постконтроля. Еще одна неоднозначная для бизнеса новость — расширение полномочий таможенных органов по борьбе с контрафактной продукцией. Статьей 308 закона им дается право без заявления правообладателя на срок до семи дней приостанавливать ввоз любых товаров, помеченных товарными знаками, не внесенными в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (режим ex officio в международной терминологии). Подобного права таможня безуспешно добивалась много лет — принятие этой статьи также стало возможным благодаря общей норме, появившейся в тексте союзного Таможенного кодекса.
Закон вступит в силу спустя месяц после его официального опубликования. Предположительно это произойдет в конце декабря 2010 — начале января 2011 года.
Новости по теме
-
Запуск железной дороги к порту «Лавна» запланирован на 15 декабря
Открыть рабочее движение по новой железной дороге к порту «Лавна» в Мурманской области планируется 15 декабря
-
Хотели как Maersk. Получилось как всегда
C передачей FESCO в собственность Росатома неформальный холдинг под управлением госкорпорации контролирует около половины рынка железнодорожных перевозок и морской перевалки контейнеров. Опрошенные InfraNews юристы пока не готовы признать Росатом «монополистом» на контейнерном рынке, но полагают, что внимание антимонопольных органов к происходящему в отрасли однозначно усилится.
-
Президент РФ подписал указ о передаче FESCO в собственность Росатома
Президент РФ Владимир Путин подписал указ о передаче в собственность госкорпорации «Росатом» 92,4% акций компании FESCO.
Свежие новости
-
Рекордный спрос на строительство танкеров: почти 100 судов заказаны в I квартале
Рекордным месяцем стал февраль, в течение которого судовладельцы заключили контракты на 37 танкеров, из них почти половина – VLCC. В марте было заказано 28 танкеров, в т.ч. 15 нефтяных танкеров (5 VLCC и 10 Suezmax) и 13 продуктовозов.
-
Забайкальская железная дорога впервые отправила китайские тягачи
Забайкальская железная дорога (ЗабЖД) впервые организовала отправку автомобильных тягачей из Китая в центральную часть России. Ранее от границы с КНР грузовики шли своим ходом, сообщила пресс-служба ЗабЖД
-
Погрузка на транспорте в Китае в марте выросла на 1,4%, за первый квартал – на 5%
В марте выросла погрузка на всех видах транспорта, кроме железнодорожного (-1,5% год к году до 435 млн тонн). На автотранспорте по итогам месяца погружено 3,6 млрд тонн, что больше, чем годом ранее на 1,2%.
-
Контейнерооборот Роттердама и Антверпен/Брюгге сравнялись
Совокупный грузооборот порта за прошедший квартал составил 110 млн тонн, на 1,4% меньше, чем годом ранее
-
Оборот портов Лос-Анджелес и Лонг-Бич в I квартале 2024 года вырос на 23%
При этом объемы груженого импорта превысили докоронакризисный уровень на 12% до 2,2 млн TEU, а груженый экспорт составил в январе-марте менее 700 тыс. TEU, что на 15% меньше, чем в 2019 году