Объем ж/д перевозок в октябре продолжил расти

Согласно обзору железнодорожного рынка РФ, подготовленному Объединенной вагонной компанией, объем перевозок в октябре 2014 г. составил 107,6 млн. т., на 1,6% превысив уровень прошлого года, что объясняется “эффектом низкой базы” октября 2013 г.

Падение зафиксировано в перевозках строительных грузов (-18,4%), цемента (-6,9%) и цветной руды (-5,9%). Объемы перевозок остальных грузов росли — угля (+7,2%), нефти и нефтепродуктов (+6,6%), черных металлов (+3,4%), лома чёрных металлов (+6,3%), кокса (+22,2%) и зерна (+27,8%).

В октябре 2014 г. грузооборот составил 195,4 млрд. т-км (+2,3%), в сентябре рост грузооборота составил 7,7% к сентябрю прошлого года.

По прогнозам РЖД, по итогам 2014 г. падение погрузки составит 2%, а в 2015 г. ожидается рост на 1,1%.

Как отмечается в обзоре, темпы падения объемов перевозки строительных грузов замедляются — в октябре падение погрузки составило 18,4%, до 12,4 млн. т., тогда как в сентябре — 20,7%. Спрос на стройматериалы укрепился в Самарской (+24%), Волгоградской (+31%) и Амурской (64%) областях в связи со строительством крупных объектов. Предполагается, что до конца года отставание перевозок от уровня 2013 г. сократится из-за эффекта низкой базы конца 2013г.

Погрузка угля в октябре выросла на 7,2%, до 28,4 млн. т. Рост экспортных перевозок составил 5,1%, внутренних — 5,3%. В последние три месяца темпы роста экспортного грузопотока замедляются. Ожидается, что уровень перевозок останется стабильным в среднесрочной перспективе. Но планируемое с 1 января 2015 г. снижение экспортных пошлин КНР с 10% до 3% может повлиять на ситуацию. Учитывая введение в сентябре 2014 г. в Китае импортных пошлин, можно говорить об усилении конкуренции на рынке АТР среди стран-производителей угля и увеличении профицита угля на мировом рынке. Кроме того, на объемы перевозок может повлиять возможное снижение уровня ВВП Японии.

Основным драйвером роста нефти и нефтепродуктов в ОВК называют рост экспортных отправок на 7%. Внутренние перевозки выросли на 3%. Всего в октябре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 21,1 млн. т. (+6,6%).

Снижение с 1 декабря экспортных пошлин РФ на нефтепродукты, по мнению ОВК, позволит российским компаниям выйти на европейский рынок с более низким ценовым предложением. Также росту может способствовать предложенная ФАС своповая схема, основанная на идее «обмена» имеющихся в избытке на внутреннем рынке нефтепродуктов на недостающее качественное топливо, произведенное на НПЗ. В среднесрочной перспективе, если качество топлива станет одинаковым на всех НПЗ страны, такой обмен может происходить между НПЗ по территориальному признаку, что существенно снизит объемы внутренних перевозок. Кроме того, на рост перевозок нефти и нефтепродуктов может повлиять предложение Транснефти направлять высокосернистую нефть отдельным потоком на терминал в порту Усть-Луга.

В октябре погрузка руды составила 9,7 млн. т. и достигла уровня прошлого года. Экспортные поставки продолжили сокращаться, но темпы падения относительно прошлого года замедлились. Внутренние перевозки при этом выросли на 2,1%.

В октябре объемы экспорта в Китай на 40% ниже уровня прошлого года и на 4% — сентября 2014 г. Увеличен экспорт железорудного сырья в Турцию (в два раза), Украину (+102%), Словакию (+42%), Чехию (+13%). Вновь возобновила поставки железной руды Япония.

Главным фактором роста экспорта металлургической продукции в октябре является увеличение поставок в Турцию (+33%).

Что касается перевозок зерна, то сложности с его транспортировкой из США позволили России выйти на традиционные американские рынки сбыта — в Мексику, Индонезию, на Филиппины. Как отмечается в обзоре ОВК, системе железнодорожной перевалки в США не хватает мощности, из-за чего ряд американских производителей приостановил поставки зерна на мировой рынок и отправил его на хранение.

Экспортные поставки минудобрений в октябре 2014 г. снизились на 5,1%, а внутренние — выросли на 18%. Китай увеличил объемы потребления российских удобрений на 2%, Таиланд — на 7%, Германия — на 46%. Снижение импорта наблюдалось в отношении Бразилии (-17%), Украины (-30%), США (-16%). В среднесрочной перспективе перевозки минеральных удобрений будут оставаться на текущем уровне. Повлиять на них может запуск в 2017 г. новых производственных мощностей заводами РФ.

03.12.14 в 14:07 раздел Железная дорога, Статистика

Поделиться новостью:

Подписаться на новостную рассылку: